Статьи

Интервью с ГИС-специалисткой в области гидрологии

Интервью Профессия
Юлия Викторовна Кролевецкая, гидролог

Как простыми словами можно описать вашу деятельность?
– Изучение водных объектов с помощью карт и дистанционных методов, выявление закономерностей на основе карт.

Где вы получили эту специальность?
– Специальность инженера-гидролога в области информационных измерительных систем я получила в Дальневосточном государственном университете, Институте окружающей среды, на кафедре гидрологии суши геофизического факультета. Выпускник 2007 года. Дополнительно в Московском институте геодезии и картографии (МИИГАиК) прошла переподготовку на картографическую специализацию.

Что было самым трудным в обучении?
– Недостаток русскоязычной литературы в области геоинформатики в гидрологии. Тогда, в начале двухтысячных, ГИС уже использовались, но не так широко. Необходимо было прикладывать в разы больше усилий для изучения инструмента или новой программы.



А что больше всего нравилось во время обучения?
– Мне больше всего нравилось получать результаты. Настоящие, ощутимые, в идеале практически значимые. Например, карту с помощью дистанционных методов, прогноз паводочной волны и другое.


Как вам кажется, существует ли в России или во Владивостоке дефицит геоинформатиков?
– На мой взгляд, есть дефицит вакансий для геоинформатиков, из-за этого и геоинформатиков не так много, во Владивостоке точно. Ввиду того, что вакансий нет, и дефицита нет.


Тогда как вам удалось найти работу во Владивостоке?
– В моем случае получилось несложно найти работу. Способствовало недавно созданное сообщество "ГИС-ассоциация". На сайте располагалась биржа труда, там я разместила резюме, когда еще училась в университете. Почти сразу же меня нашел работодатель, повезло, что такая вакансия была. Тогда, в начале двухтысячных, во Владивостоке было гораздо больше предложений для ГИС-специалиста, чем сейчас. Например, сейчас на сайте Картетики город Владивосток располагает всего двумя вакансиями в нашей области.



Вы сейчас там продолжаете работать?
– Нет, сейчас я главный специалист отдела водных и экологических исследований, ранее – заведующая сектором методического обеспечения водопользования ДАЛЬНИИВХ (Институт водного хозяйства), совмещаю с преподаванием геоинформатики в университете (ДВФУ – Департамент наук о Земле – Институт Мирового океана).

Расскажите подробнее про работу ДАЛЬНИИВХ?
– Мы занимается картографическим обеспечением водопользования. В задачи входит нанесение различных водных объектов на картографическую основу и проверка соответствия их границ, заявленных в документах по координатам; ведение картографических материалов базы морских и пресноводных объектов водопользования во всем Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Институт занимается многими задачами – например, составлением нормативных документов для рационального водопользования, моделированием процессов на водных объектах.
Пример из рабочего проекта – типичные виды нарушений требований законодательства, связанные с неверным определением местоположения объектов


Кроме картографирования геоинформатика в водном хозяйстве используется?
– Конечно, для инвентаризации объектов водного хозяйства, их пространственной привязки, создания и ведения баз данных водных объектов. Геоинформатика позволяет сделать так, чтобы все объекты были на одной карте, в одной базе, в одной системе координат – это значительно облегчает работу с водными объектами.
Кроме того, ГИС помогает производить расчеты, например, геометрического положения.
Задачи моделирования решаются с помощью геоинформатики. В любом случае реки, озера, водохранилища – это объекты геопространственные, поэтому любая задача решается с помощью геоинформатики.
Пример из рабочего проекта – изменение береговой линии в результате хозяйственной деятельности

Вы упомянули моделирование. Как вы его используете?
– Именно в моей деятельности моделирование используется крайне редко, у нас другие задачи. Но в институте есть отдел моделирования, там подробно изучаются, используются и строятся модели. Гораздо чаще я сталкиваюсь с моделированием в рамках научной деятельности и в преподавании.

Очень интересно, как и какие модели вы используете в преподавании?
– Мы обучаем студентов моделировать различные элементы речного стока с помощью модели SWAT (Soil and Water Assessment Tools) – фактически модели круговорота воды. Другие преподаватели работают с иными моделями.


Почему именно SWAT?
– Это единственная удобная и открытая модель со своей глобальной базой входных климатических данных. Другие – например, русскоязычные – находятся в закрытом доступе. Гидродинамические модели не использую, потому что для них недостаточно данных.

Какие объекты вы моделируете?
– Так как мы живем на Дальнем Востоке, то и объекты у нас для обучения дальневосточные. Лично меня интересует один объект – бассейн озера Ханка. Это крупнейшее озеро юга Дальнего Востока. Кроме всего, этот водный объект трансграничный, мы делим его вместе с Китаем. Мы со студентами выделяем речную сеть и водосборы по ЦМР, затем переходим к моделированию речного стока. Вначале на малых бассейнах, затем к увеличению. Наш самый большой и важный объект – бассейн реки Амур, куда входит бассейн озера Ханка. Сейчас я в процессе написания диссертации, тема которой связана с моделированием бассейна озера Ханка.

Карта-схема рек в бассейне озера Ханка (Приморский край)

Растр заполнения (fill) с отмывкой рельефа – один из этапов гидрологического моделирования

Что для студентов и для вас самое сложное в моделировании?
– Чаще всего – это недостаток данных. Большое счастье, что SWAT снабжена большим объемом открытых данных. Вообще у моделей часто есть недостаток данных для калибровки. И много тонкостей, но самое обыденное – это недостаток литературы. Пока сам долго и упорно не разберешься в чем-то, не поймешь тонкость.

Проще ли современным студентам изучать геоинформационное моделирование?
– Проще, сейчас гораздо больше информации, в том числе русскоязычной. Форматы информации тоже на любой вкус: видео, статьи, инструкции, форумы, блоги. А когда я училась, была «одна книга» и на английском языке. С другой стороны, это разнообразие позволяет студентам находить информацию почти не думая, и информация в силу доступности не так сильно закрепляется и быстро забывается.

Что в преподавании кажется самым интересным?
– Интересно, когда виден результат. Когда те, кого обучаешь, получают результаты. Иногда эти результаты бывают выше ожиданий, и тогда еще интереснее. На глазах студенты становятся коллегами, с ними можно обсудить и решать сложные вопросы.

В каких программах успели поработать?
– Начинала работать на ArcView 3.2 (ArcGIS), MapInfo, Панорама, QGIS.

А где больше нравится работать?
– Зависит от задачи, но, в общем, ArcGIS.

Объемное отображение объектов в акватории города Владивосток, созданное в ArcScene (ArcGis)

А вспомогательное ПО для задач?
– AutoCad, PhotoShop, базы данных.

Каким должен быть человек, который хочет обучиться геоинформатике?
– Он обязательно должен быть с желанием и заинтересованностью. Этого набора достаточно.

А если рассмотреть ваше специализацию в гидрологии?
– Человек должен быть готовым к междисциплинарности. Гидрология связана со многими науками – конечно, с науками о Земле, но и с математикой, физикой, юридическими науками. В своей деятельности гидролог постоянно сталкивается с новым, поэтому нужно быть готовым учиться.

Что в производственной деятельности кажется самым интересным?
– Возможность учиться. Всегда что-то новенькое: новый инструмент, продукт, спутник, портал. А еще в области геоинформатики мне нравится возможность из открытых источников выгрузить данные, изучить, обработать и получить результат – например, карту.

Блиц:

ArcMap или QGIS?
ArcMap
Очная или дистанционная работа?
Очная
Полевые или камеральные работы?
Камеральные
Владивосток или Москва?
Владивосток
Владивосток или Санкт-Петербург ?
Владивосток
Озеро или река?
Река