Статьи

Как измерить эффективность городской среды для людей

Урбанистика
Оригинал: Moscow Urban Mobility Index
Нельзя улучшить то, что нельзя измерить — с этими словами Питер Друкер заложил основы современного менеджмента. В городском планировании эта идея изменила постановку целей, отслеживание прогресса и анализ городской политики и проектов.
Численные показатели эффективности городской среды помогают ставить конкретные цели в городском планировании и оценивать результаты в соответствии с этими целями. Это позволяет сравнить городские районы между собой или показать их изменения во времени.
Город часто оценивают с помощью индексов, которые дают сложную оценку из нескольких показателей — известными примерами будут индекс качества или индекс комфортности городской среды. Сегодня речь не о них, а об отдельных городских элементах и явлениях, которые каждый может посчитать, сравнить и показать на карте для своего района или города.
Точки интереса
Точки интереса — это локации, полезные или просто любопытные для человека: к ним относятся места, где можно поесть и выпить, супермаркет в соседнем доме или школа, куда ходит ребенок. Это также медицинские учреждения, крупные жилые или офисные здания и любые другие места, привлекающие людей. В общем, все, что дает повод для прогулки.
В городских районах полезно оценить как количество точек интереса, так и характер их распределения: они скопились вокруг одного центра или проходят линиями вдоль улиц?
Точки интереса здесь находятся вдоль основных улиц. Источник данных: OpenStreetMap
Коммерческая активность и социальные центры не только дают повод прогуляться, но и обеспечивают разнообразие фасадов, приводят больше людей на улицы и создают более безопасную городскую среду.
Разнообразие видов землепользования в городе
Разнообразие видов землепользования важно для компактных жилых районов, где все находится на расстоянии от 5 до 20 минут ходьбы до магазина, общественного пространства или отдельных услуг. Этот показатель определяет общую доступность общественных мест или перспективных для развития участков.
Разнообразие видов землепользования Нью-Йорка можно измерить в интерактивном инструменте Morphocode Explorer. Для заданного пользователем радиуса приложение вычисляет процент разных видов землепользования, а показатель энтропии дает общую оценку
Общественные пространства позволяют людям встречаться и общаться, а жилые кварталы физически объединяют людей на одной территории. Посчитать их разнообразие полезно для оценки потенциальных мест назначения и для понимания пешеходной доступности.
Показатели плотности застройки
Компактная городская среда — это стратегия борьбы с расползанием городов. Более плотные города позволяют сократить продолжительность поездок, стимулируют пешеходные прогулки и дополняют преимущества разнообразного землепользования.
Коэффициенты и индексы городской застройки на примере Василеостровского района. Источник: В. В. Лымарь и др.
Плотность застройки считается по-разному, но часто для ее оценки используют плотность населения, коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки. Последний мы подробно рассмотрели в двух текстах серии "Как считают города": Плотность застройки и Измеряем плотность застройки в QGIS — почитайте, там много интересного.
Плотность улично-дорожной сети
Плотность перекрестков тесно связана с размером квартала и, соответственно, с масштабом города: плотная сеть улиц и перекрестков позволяет сократить длину поездки и тоже дает повод для пеших прогулок. Пешеходную доступность определяют плотность улично-дорожной сети, длина квартала и ширина полос движения.
Сравнение уличных сетей в одном масштабе. Источник: Morphocode
В книге "Смерть и жизнь больших американских городов", фундаментальной работе о городском планировании, Джейн Джейкобс называет короткие кварталы одним из генераторов разнообразия в городе. По мнению Джекобс, они приводят к большему количеству перекрестков и, в конечном счете, к большему количеству возможностей для встреч людей.
Мобильность
Показатели мобильности показывают, может ли город обеспечить эффективное перемещение потоков людей и товаров. Их много, но в первую очередь стоит обратить внимание на количество пешеходов, количество людей на общественном транспорте и на своих автомобилях. Посчитать можно все, что учитывает объемы перевозок, пропускную способность и время в пути.
Варианты оценки мобильности Москвы. Сверху: количество возможностей сесть в общественный транспорт, снизу— изолинии количества остановок на квадратный километр. Источник: Urban Mobility Index
Мобильность также можно измерить с точки зрения доступа к точкам интереса за определенное время или просто по количеству остановок транспорта в пределах пешей доступности.
Экономические и демографические показатели
Экономическая жизнеспособность города зависит от ряда факторов: некоторые из них связаны с местоположением города, другие — с глобальными цепочками сделок.
Данные о площади новостроек, арендной плате, продажах и стоимости недвижимости — все это показатели для оценки экономической жизнеспособности города. На уровне района для оценки эффекта от городских изменений отличными краткосрочными показателями будут розничные продажи точек поблизости. Демографические данные об уровне занятости, доступности рабочих мест и услуг тоже отражают экономическое состояние города.
Вообще демографические показатели позволяют выявить тенденции как на уровне микрорайона, так и для всего города. Мы можем наблюдать, как со временем сокращается численность населения, выявлять процессы вытеснения или анклавы этнических меньшинств.
Ключевыми демографическими показателями будут доход домохозяйства и уровень бедности. В сочетании с данными об образовании, рынке труда и преступности эти показатели создают социально-экономический профиль населения и позволяют выявлять признаки социального неравенства и процессы джентрификации.
Безопасность
Безопасность может измеряться количеством автомобильных аварий или долей пешеходов и велосипедистов, пострадавших в ДТП. Ее также можно измерить по количеству преступлений или нарушений.
Отдельные велосипедные дорожки и островки безопасности для пешеходов. Источник: Green Light for Midtown Evaluation Report
Дизайн улиц оказывает непосредственное влияние на безопасность. Например, сужение улицы может ограничить превышение скорости, улучшить впечатления пешеходов и стимулировать пешие прогулки, поэтому в городах по всему миру реализуются программы "узких улиц".
Много показателей, которыми можно оценить безопасность для пешеходов и велосипедистов, есть в работе Guidebook for Developing Pedestrian & Bicycle Performance Measures (Рекомендации для разработки показателей эффективности города для пешеходов и велосипедистов). Хорошо рассказано, зачем это все нужно и какие данные использовать.
Комфорт и дизайн
Качество общественных пространств показывает качество жизни в городе. Хорошо спроектированные общественные пространства удобны для пешеходов, велосипедистов и другого транспорта, они обеспечивают комфорт городской среды и новые возможности для общения.
Люди наслаждаются уличной средой в районе Barcode (Штрихкод), Осло. Источник: Lawrence Chismorie на Unsplash
Удобное место, где можно посидеть и насладиться городской жизнью, видно по количеству точек стрит-фуда, местам для общественных мероприятий или просто по скамейкам, где можно отдохнуть. Для жителей важно также наличие навеса или тени деревьев, освещение в ночное время и доступность общественных мест. Все эти элементы можно посчитать.
Еще один важный показатель для комфортной прогулки — ширина тротуара, или даже соотношение высоты зданий и ширины улицы, которое влияет на наше ощущение замкнутости/открытости пространства. Соотношение 1:3 считается золотым стандартом, который позволяет нам чувствовать себя комфортно на улицах города.
Больше и подробнее об анализе городских данных в ГИС рассказываем на курсе "Анализ городских данных на базе QGIS". Там и про то, где взять городские данные для расчетов, и о том, как посчитать важные городские индексы.
Что еще почитать:
Источники:

Автор: Юлия Федорова