Статьи

Новый интерактивный атлас транспортной доступности: Atlas of Sustainable City Transport

Урбанистика Полезные ресурсы WEB
Время прочтения: 3 минуты
Атлас устойчивого городского транспорта — это новая интерактивная карта на основе открытых данных, которая позволяет оценить более 1000 городов мира по показателям транспортной доступности и сравнить их в красивой и понятной форме.
Эта интерактивная карта оценивает те транспортные показатели городов, которые связаны со снижением числа автомобилей на дорогах. По ней вы узнаете, где людям легко добраться до защищенных велодорожек, общественного транспорта или важных социальных услуг.
Атлас можно использовать как инструмент для постановки целей городского планирования, как генератор идей или даже как индикатор прогресса для городских планировщиков или заинтересованных горожан.
Атлас включает в себя измерения девяти показателей для более 1000 крупных городов, а также для отдельно выделенных городских районов. На скриншоте карта доступности метро для Москвы, деление по admin_level=8.

Какие данные есть на карте

С помощью карты можно выбрать один из 1095 городов мира и изучить, как города или их районы соотносятся друг с другом по девяти показателям городского транспорта, а еще посмотреть на рейтинг городов в мире и в стране.
Для начала выберите один из показателей в выпадающем меню сверху слева. После этого определите город или страну на карте или в меню ниже. Затем с помощью выпадающего меню с надписью "At the level of " выберите уровень: для городов можно выбрать уровень агломерации, муниципалитетов, районов или микрорайонов. Для разных городов доступны разные уровни.
Пример данных о доступности услуг в Екатеринбурге: медицины и образования. На панели справа можно подключать и отключать отдельные слои карты.

О городских границах

Как провести границу города? У этого вопроса нет четкого ответа. Во многих случаях официальные границы города не совпадают с тем, как город воспринимают жители и туристы. Муниципальные границы полезны, но их трудно сравнивать между странами. Агломерации, выделенные по плотности городского населения, проще сравнивать, но по их границам сложнее внедрять изменения. Чтобы избежать этой трудности, авторы включили в Атлас устойчивого транспорта несколько различных уровней для анализа, предоставив пользователям возможность выбрать тот, который лучше всего подходит для их задач.

Какие данные вошли в атлас и как улучшить их качество

Атлас создан на открытых данных, и сами данные Атласа тоже открыты и доступны для скачивания по лицензии ODbL. Можно загрузить данные по отдельным городам или связаться с авторами, если нужны большие объемы данных.

Атлас опирается на четыре ключевых источника данных:

Если вы обнаружили неточность на карте, вы можете исправить ее самостоятельно (или написать создателям, но лучше все-таки уточнить данные своими силами). Большой плюс OpenStreetMap, Mobility Database и Transit Explorer в том, что любой человек может улучшить их и исправить неточности. Авторы Атласа даже приложили инструкцию, как это сделать: вкладка "Data & Algorithms" в окне "About" на странице проекта.

Как указывать источник

Reich, D. T. & Braga, K., Institute for Transportation and Development Policy. (2024). Atlas of Sustainable City Transport. atlas.itdp.org. Accessed year-month-day.

Об авторах проекта

С момента основания в 1985 году Институт транспорта и политики развития (ITDP) превратился из небольшой группы активистов-велосипедистов в организацию масштабной целью улучшить качество жизни в городах. Атлас появился, потому что специалисты по транспортному планированию из ITDP решили создать открытый, доступный и обновляемый инструмент для городского планирования в городах всего мира.
ITDP придерживается не только идеи открытых данных, но и открытого исходного кода, поэтому бэкэнд и фронтэнд атласа доступны на GitHub.

Что интересного посмотреть в Атласе

Данные из прошлого

Показатели "Близость к скоростному общественному транспорту" и "Плотность населения" можно изучить за разное время, начиная с 1975 года. Остальные показатели доступны только для 2024 года.
Та же карта доступности метро для Москвы, только за 1975 год

Плотность населения и плотность городских кварталов

Для каждого города есть готовые слои плотности населения и плотности городских кварталов. Как и со всеми остальными показателями, в меню слева можно подробно узнать, как считались эти данные.
Скриншот с картой плотности кварталов в Казани, для разнообразия на темном фоне

Безопасные велодорожки

Если вам интересны велосипеды, рекомендую посмотреть на показатель "People Near Protected Bikeways" в разных городах — это процент жителей, проживающих в пределах 300 метров от физически защищенной велосипедной дорожки. Именно безопасные велодорожки — главный фактор количества велосипедистов в городе. Чем больше в городе крупных, защищенных и связанных друг с другом велосипедных дорожек, тем больше людей передвигаются на велосипедах, и это делает улицы более безопасными и приятными не только для велосипедистов, но и для автомобилистов и пешеходов.
По доступности велодорожек в России на первом месте Уфа, но и здесь сеть разрозненная, а еще недоступная для некоторых районов
То ли дело Хельсинки! 94% жителей города здесь находятся в 300 метров от защищенной велодорожки, и это лучший показатель по всему миру.

Источники

Материал подготовила Юлия Федорова