Время прочтения: 4 минуты
В предыдущей серии я рассказала об общих впечатлениях от выставки INTERGEO. Несмотря на интерес к геотехнологиям в целом, я большую часть своей профессиональной карьеры посвящаю ГИС, и именно эта часть события интересовала меня больше всего. Получились смешанные ощущения — делюсь подробностями.
Начну с очевидного. ESRI, в частности ArcGIS, — самый большой игрок и постоянный платиновый спонсор выставки. Они каждый раз оформляют гигантский стенд в самом первом павильоне (самый дорогой, чтобы их увидело как можно больше посетителей). В Европе почти все государственные структуры «сидят» на лицензиях ESRI, во многом благодаря ArcGIS Online и легкой комбинации одного продукта с другим. Из-за этого частным компаниям порой выгоднее работать на этих же продуктах, чтобы легче интегрироваться с существующими решениями и, может, даже иметь преимущество перед конкурентами при работе на государство.
Это, конечно, всего лишь мои предположения. Европейские компании и без того не брезгуют покупать дорогие решения даже при наличии дешевых китайских аналогов. В подтверждение тому и ESRI, и Riegl, который покупают даже те компании, которые разрабатывают собственные «железки», просто какие-то продукты они выстраивают на базе продуктов ригля. С продуктами ESRI происходит то же самое: VertiGIS, Conterra, FME и многие другие «паразитируют» на известности большого бренда и откусывают свой кусочек пирога. В этом нет ничего плохого, но кажущееся разнообразие продуктов в итоге сводится к двум основным: ArcGIS и QGIS.
Китайские коллеги тоже активно пытаются выйти на рынок, в том числе европейский. Кажется, они писали в профессиональной социальной сети лично всем, у кого было хоть какое-то упоминание ГИС. Однако я прошагала мимо них, и, видимо, не один раз. У них был относительно большой стенд во втором большом павильоне, но в самом конце. И, кажется, там не было многолюдно, хотя иногда случались наплывы людей.
Параллельно присутствовало много маленьких азиатских компаний, но их стенды были на родном для них языке. Их разговорный английский также оставлял желать лучшего, поэтому пока они останутся для меня загадкой: как они выживают, кто их клиенты, что они предлагают и еще много-много вопросов.
Помимо коммерческих компаний присутствовали и образовательные учреждения, в том числе специальные сформированные подразделения университетов, как UniGIS при университете Зальцбурга, которые обучают отдельным курсам и магистратуре в сфере ГИС. Я заметила только аналогичные университетские «зазывалки», и очень жаль, если пропустила частные консультационные и образовательные компании в нашей сфере (или их правда не было).
И главный герой для меня, но точно не для всех присутствующих на выставке, — QGIS! Увы, его не было. Пришло несколько компаний, которые занимаются разработкой самого QGIS и плагинов для него. Например, известные Lutra Consulting, которые доработали QGIS для работы с плотными облаками точек. Однако, что интересно, они были представлены на стенде другим продуктом, Mergin Maps, приложением для полевого и асинхронного сбора данных, а вот про плотные облака рассказывали уже только тем, кто к ним подходил пообщаться. Понаблюдала несколько таких диалогов: интересующиеся люди знали про QGIS, но не знали, кто такие Lutra Consulting — это говорит само за себя. Возможно, это было политическое решение, ведь на выставке было много полевиков. Только название Mergin Maps уж никак не намекает на то, что это приложение упрощает полевую жизнь.
Аналогично стояли ребята со стендом поменьше из OpenGIS или, как они себя называют, GeoNinjas. По сути, они делают то же самое — разрабатывают плагины и веб решения по заказу на основе инструментов open source, и QGIS у них на первом месте.
Было немного странно, что девушка на стенде не смогла ответить на мои технические вопросы о том, как работает их QGIS Cloud, и это была не только их проблема: почти на всех стендах были только продающие люди, которые не могли рассказать про продукт в деталях или хотя бы чуть с большей глубиной, чем обычно. Но я отвлеклась. Так вот, обе эти компании и другие, аналогичные им, вызвали очень смешанные чувства. С одной стороны, они наконец-то присутствуют на столь узконаправленной выставке. С другой — это абсолютно непонятное позиционирование. Судя по тому, что я видела, люди, которые интересуются техникой, смотрят на технику, а люди, которые интересуются ГИС — смотрят на немногочисленные ГИС решения. То есть между этими темами здесь низкая интеграция. Надеюсь, это дело пары-тройки лет, когда ГИС-компании поймут, кем себя показывать на выставке и как зазывать людей, которые даже не знают, что такое ГИС и почему они им нужны.
На этом пока завершаем специальный репортаж Картетики с INTERGEO. За два текста мы посмотрели, как все прошло, кто остается крупными игроками в сфере и на что обращать внимание в будущем. И все это почти без упоминания рынка ДЗЗ, еще одной крупной сферы недалеко от ГИС. Возможно, когда-нибудь о ней стоит рассказать отдельно.
Но давайте не забывать, что это всего лишь одна выставка в одной конкретной стране, проанализированная одним конкретным специалистом. Мир за пределами павильонов сложнее и непредсказуемее!
Побывала на выставке и подготовила материал Наталья Волгушева