Время прочтения: 3 минуты
Ежегодная выставка INTERGEO вернулась к допандемийным масштабам, а мне выпала удача (с примесью старательности) попасть в этом году на нее вживую. Не буду долго рассказывать о ее истории, сразу перейду к самому интересному — что было не так.
![Фотография моего пропуска на фоне выставки](https://static.tildacdn.com/tild3263-3031-4964-a363-376635623237/photo_2023.jpg)
Шучу, все было так: каждая компания делает свой софт, все они подглядывают у друг друга, кто что нового изобрел за год и как улучшил оборудование, китайцы привозят сотни одинаковых приборов и одиноко сидят в своих кабинках. Но было и несколько особенностей.
Во-первых, замечено (не мною, но мною проверено), что с годами становится все больше представителей ГИС-разработчиков. Компании вроде Lutra Consulting, Camptocamp, OpenGIS пришли на выставку заполнить пробел между оборудованием и конечным пользователем. Во многом его стали заполнять сами производители разнообразных геодезических приборов, создавая свое программное обеспечение для пост-обработки сырых полевых данных. Но далеко на данных без аналитики не уйдешь. Интересно, что именно выставка стала местом такого воссоединения.
Сложно выставляться на стенде только с ПО, когда вокруг все показывают что-то, что можно пощупать. Однако спрос настолько велик, что некоторые компании даже позволяют себе выставляться без точного позиционирования. Либо они сами еще изучают рынок и не знают, в кого целиться слоганами и оформлением стендов. Подчеркну, кстати, что несколько компаний занимаются именно opensource разработкой (обычно под QGIS)!
Во-первых, замечено (не мною, но мною проверено), что с годами становится все больше представителей ГИС-разработчиков. Компании вроде Lutra Consulting, Camptocamp, OpenGIS пришли на выставку заполнить пробел между оборудованием и конечным пользователем. Во многом его стали заполнять сами производители разнообразных геодезических приборов, создавая свое программное обеспечение для пост-обработки сырых полевых данных. Но далеко на данных без аналитики не уйдешь. Интересно, что именно выставка стала местом такого воссоединения.
Сложно выставляться на стенде только с ПО, когда вокруг все показывают что-то, что можно пощупать. Однако спрос настолько велик, что некоторые компании даже позволяют себе выставляться без точного позиционирования. Либо они сами еще изучают рынок и не знают, в кого целиться слоганами и оформлением стендов. Подчеркну, кстати, что несколько компаний занимаются именно opensource разработкой (обычно под QGIS)!
![Фотография со стенда компании Grit](https://static.tildacdn.com/tild6233-6663-4537-a631-376536633166/photo_2023-10-17_19-.jpg)
Совет дня: не называйте свою компанию гео- или топо- «что-нибудь». А вот ГИС в названии заходит хорошо — сразу понятно: «на этот стенд мне надо».
Во-вторых, сохраняется тренд на универсальность и простоту. Оно и понятно — когда каждая компания к своему оборудованию выпускает свое программное обеспечение, впору позаботиться о клиенте и предложить ему «однокнопочное решение». Это особенно актуально в Европе и США, где слишком дешевые продукты вызывают подозрение, а компании работают под сотню лет и накопили такой зоопарк оборудования, что его хотелось бы сократить. Все облачное, все компактное, все умеет «все везде и сразу». Параллельно с этим некогда большие стенды, например, Pix4D, уменьшаются в размерах и привлекательности. Интересно, связано ли это с общим трендом, или компания уже так хорошо всем известна, что не нуждается в рекламе? Сложно сказать однозначно, потому что гигант ГИС-индустрии ESRI был, есть и будет одним из главных спонсоров выставки.
![Фотография стенда ESRI](https://static.tildacdn.com/tild6165-3636-4335-b461-363737643464/photo_2023-10-16_20-.jpg)
Не так много внимания уделяется космическим данным и их системам обработки, что можно понять: на выставке больше половины стендов — это беспилотники и пилотируемая авиация. Но спутниковые компании тоже занимают свою нишу, и она быстро растет. Во многом это связано с высокой стоимостью рабочего часа специалиста и ограничениями Европы по использованию беспилотников. Эти и другие более позитивные факторы, например, сильная поддержка Европейского космического агентства, позволяют развиваться сфере и компаниям, а также поддерживающим направлениям. Например, мною была встречена компания Tilebox, которая недавно закрыла раунд инвестиций на 1,7 миллион долларов, и занимается она разработкой специального ПО для компаний, которые принимают наземными станциями спутниковые данные.
![Фотография с панельной дискуссии с Tilebox (довольно скучная дискуссия была)](https://static.tildacdn.com/tild3239-3538-4936-b730-613965386336/photo_2023-10-16_20-.jpg)
Из последних комментариев по оборудованию: много решений для гидрогеологии и для мобильного лазерного сканирования. Тренды последней пары лет набирают обороты, почти на каждом стенде была представлена система с лазерным сканером для установки в основном на себя или на машину. Для гидрологов разрабатывают все больше лодочных автоматизированных систем, а сонары борются за право быть такими же популярными, как лазерные сканеры, но пока у них плохо получается, все же универсальность в большем почете.
![Фотография лодки с уточками от Tersus GNSS](https://static.tildacdn.com/tild6565-3334-4639-a463-343564656636/photo_2023-10-16_20-.jpg)
Спасибо за внимание, обещаю вернуться с более подробным рассказом о ГИС компаниях, которые участвовали в выставке!
Автор текста: Наталья Волгушева