Статьи

Путешествуем в прошлое с картами изохрон

Картография
Время прочтения: 4 минуты
An 1882 isochrone map, showing travel times to and from Paris.
Карта изохрон 1882 года показывает время в пути от Парижа до любой точки Франции. University of Chicago Map Collection
Карты изохрон – достаточно популярная тема последних лет. Мы уже рассматривали изохроны в целом, но сегодня расскажем подробнее их историю и остановимся на отдельных картах из прошлого.
В начале 1880-х годов картограф Фрэнсис Гальтон начал представлять себе серию идеальных путешествий. Каждое из них начиналось в его родном Лондоне, откуда они уходили в каждую точку Земли. Вычислив, сколько времени займет каждая поездка, он начертил линии, соединяющие пункты, до которых можно добраться за одинаковое время (в то время изотермы и изобары уже использовались в картографии). Гальтон решил, что эта идея будет полезна путешественникам, морякам и тем, кто хотел рассчитать время на отправку писем.
Его расчеты предполагали идеальные условия: что нет никаких политических препятствий или задержек из-за погоды. Для каждой поездки он использовал расписание пароходов, расчетное время доставки посылок и личную переписку с друзьями. Затем он отсортировал пункты назначения по цветовым группам и назвал свой путеводитель из Лондона "Картой изохронных путей".
Francis Galton's original
Оригинальная "Карта изохронных путей" Фрэнсиса Гальтона. Wikimedia
Мы не знаем точно, был ли Гальтон первым со своей идеей карты изохрон, но после его публикации они появились по всей Европе, в разных городах и в разных масштабах. Идея изохрон быстро нашла широкое применение.
A map showing travel times from London, from J.G. Bartholomew's 1889
Карта путешествий из Лондона, J.G. Bartholomew, 1889. Вглубь континентов путешествие становится все труднее. Источник: archive.org
Центр этой карты изохрон 1889 года Дж. Г. Бартоломью тоже находится в Лондоне, и ее интересно сравнить с обновленной картой 1914 года ниже, которая местами показывает снижение времени в пути. До некоторых районов Японии теперь можно добраться за 20 дней, а выделенная розовым цветом категория "от пяти до десяти дней", которая ранее едва простиралась до Нью-Йорка, теперь проходит до Чикаго. Причина этого – резкое распространение железных дорог.
J.G. Bartholomew's second isochrone map of the world, from 1914.
Вторая карта изохрон от Бартоломью, 1914. Источник: archive.org
Если сравнить эту ситуацию с картой Гальтона 1870-х годов, разница станет еще заметнее. На первых двух картах нет розовой полосы, протянувшейся через всю Российскую империю, потому что еще не было Транссибирской магистрали.
Карты изохрон менялись с каждым новым километром железной дороги, и "Атлас исторической географии Соединенных Штатов" показывает эту же тенденцию для США. В начале 1800-х годов, когда не было железных дорог, путешествие из Нью-Йорка в Вашингтон занимало почти неделю, но со временем ситуация улучшилась. Благодаря пароходам стали доступнее и водные пути, однако наибольший прогресс был достигнут именно благодаря поездам. Кульминацией стало создание первой трансконтинентальной железной дороги в 1869 году.
null
null
null
null
Изменение времени путешествий по США из Нью-Йорка. C 1800 по 1930 железные дороги сократили время в пути от недель до нескольких дней. Atlas of the historical geography of the United States, 1932.
Эти карты изохрон не только демонстрируют быстрые темпы технического прогресса, но и показывают, как неравномерно он протекал. Железные дороги не сразу сократили время в пути, и они требовали значительных инвестиций в инфраструктуру, на которые ушли десятилетия.
Читатели прошлого использовали изохронные карты, чтобы представить себе свои будущие поездки, а мы можем использовать их для путешествия в прошлое и увидеть, как выглядела жизнь до интенсивного развития транспорта.
Источники: