Время прочтения: 4 минуты
![An 1882 isochrone map, showing travel times to and from Paris.](https://static.tildacdn.com/tild6564-6238-4238-b034-623239353935/1.jpg)
Карта изохрон 1882 года показывает время в пути от Парижа до любой точки Франции. University of Chicago Map Collection
Карты изохрон – достаточно популярная тема последних лет. Мы уже рассматривали изохроны в целом, но сегодня расскажем подробнее их историю и остановимся на отдельных картах из прошлого.
В начале 1880-х годов картограф Фрэнсис Гальтон начал представлять себе серию идеальных путешествий. Каждое из них начиналось в его родном Лондоне, откуда они уходили в каждую точку Земли. Вычислив, сколько времени займет каждая поездка, он начертил линии, соединяющие пункты, до которых можно добраться за одинаковое время (в то время изотермы и изобары уже использовались в картографии). Гальтон решил, что эта идея будет полезна путешественникам, морякам и тем, кто хотел рассчитать время на отправку писем.
Его расчеты предполагали идеальные условия: что нет никаких политических препятствий или задержек из-за погоды. Для каждой поездки он использовал расписание пароходов, расчетное время доставки посылок и личную переписку с друзьями. Затем он отсортировал пункты назначения по цветовым группам и назвал свой путеводитель из Лондона "Картой изохронных путей".
![Francis Galton's original](https://static.tildacdn.com/tild3339-3637-4233-b239-646165653462/2.jpg)
Оригинальная "Карта изохронных путей" Фрэнсиса Гальтона. Wikimedia
Мы не знаем точно, был ли Гальтон первым со своей идеей карты изохрон, но после его публикации они появились по всей Европе, в разных городах и в разных масштабах. Идея изохрон быстро нашла широкое применение.
![A map showing travel times from London, from J.G. Bartholomew's 1889](https://static.tildacdn.com/tild3764-3231-4431-b733-336433623536/3.png)
Карта путешествий из Лондона, J.G. Bartholomew, 1889. Вглубь континентов путешествие становится все труднее. Источник: archive.org
Центр этой карты изохрон 1889 года Дж. Г. Бартоломью тоже находится в Лондоне, и ее интересно сравнить с обновленной картой 1914 года ниже, которая местами показывает снижение времени в пути. До некоторых районов Японии теперь можно добраться за 20 дней, а выделенная розовым цветом категория "от пяти до десяти дней", которая ранее едва простиралась до Нью-Йорка, теперь проходит до Чикаго. Причина этого – резкое распространение железных дорог.
![J.G. Bartholomew's second isochrone map of the world, from 1914.](https://static.tildacdn.com/tild3139-3162-4832-b362-353533636633/4.jpg)
Вторая карта изохрон от Бартоломью, 1914. Источник: archive.org
Если сравнить эту ситуацию с картой Гальтона 1870-х годов, разница станет еще заметнее. На первых двух картах нет розовой полосы, протянувшейся через всю Российскую империю, потому что еще не было Транссибирской магистрали.
Карты изохрон менялись с каждым новым километром железной дороги, и "Атлас исторической географии Соединенных Штатов" показывает эту же тенденцию для США. В начале 1800-х годов, когда не было железных дорог, путешествие из Нью-Йорка в Вашингтон занимало почти неделю, но со временем ситуация улучшилась. Благодаря пароходам стали доступнее и водные пути, однако наибольший прогресс был достигнут именно благодаря поездам. Кульминацией стало создание первой трансконтинентальной железной дороги в 1869 году.
![null](https://static.tildacdn.com/tild6434-6330-4230-b735-663062356633/5.jpg)
![null](https://static.tildacdn.com/tild3865-6638-4431-b631-646337343933/6.jpg)
![null](https://static.tildacdn.com/tild3437-3532-4532-b935-613739386266/7.jpg)
![null](https://static.tildacdn.com/tild3338-3232-4330-a638-353132656339/8.jpg)
Изменение времени путешествий по США из Нью-Йорка. C 1800 по 1930 железные дороги сократили время в пути от недель до нескольких дней. Atlas of the historical geography of the United States, 1932.
Эти карты изохрон не только демонстрируют быстрые темпы технического прогресса, но и показывают, как неравномерно он протекал. Железные дороги не сразу сократили время в пути, и они требовали значительных инвестиций в инфраструктуру, на которые ушли десятилетия.
Читатели прошлого использовали изохронные карты, чтобы представить себе свои будущие поездки, а мы можем использовать их для путешествия в прошлое и увидеть, как выглядела жизнь до интенсивного развития транспорта.
Источники:
- On the Construction of Isochronic Passage-Charts – Francis Galton, 1881.
- Traveling Back in Time With Colorful Isochrone Maps – Cara Giaimo – May 22, 2017.
- Travel time is the forgotten breakthrough of the past 200 years – Phil Edwards, Vox, Mar 11, 2015.