Статьи

Изохроны

Картография
Изохронный анализ — метод, о котором известно еще с XIX века, но активно он начал использоваться лишь последние десятилетия. Если разобрать слово по частям и провести аналогии, то можно догадаться о значении этого термина. Всем известны изогипсы — линии равных высот. “изо” аппелирует к равным значениям какого-либо показателя. “хронос” - время. Следовательно, изохроны - линии, соединяющие равные отрезки времени.
Но как перенести время на пространство, а если быть точным, на карту? Изохроны на картах изображаются для какого-то конкретного объекта, и линии показывают, как далеко может дойти/доехать/доплыть/долететь человек за взятый отрезок времени. Это хороший способ показать динамику на обычной статичной карте, не делая ее анимированной или интерактивной. Кому же первому пришло в голову применить изохроны в создании карт?
Науке доподлинно неизвестно, кто точно придумал этот способ, но первое задокументированное использование изохрон было отмечено на картах сэра Фрэнсиса Галтона в 1881 году. Он впервые провел анализ транспортной доступности для всей территории Земли, пусть и в обобщенном виде.


Цвета на карте отображают то, как много дней требуется человеку, чтобы выехать из Лондона и достигнуть этой территории. Цвета на карте по сути разделены изохронами. Из карты видно, что наиболее доступной для лондонцев очевидно является Западная Европа — по меркам 1881 года проехать из одной части Европы до другой можно за максимум 10 дней. Следующая по доступности Азия, территории вокруг Сахары, а также восточное побережье США и Канады — путешественнику потребуется до 20 дней в пути чтобы добраться до туда. Хуже всего обстоят дела с центром Южной Америки, дальними уголками джунглей Конго, центром Сахары, Австралией и Сибирью.
Конечно, такой анализ может считаться очень обобщенным, но он дает представления о возможностях человечества в XIX веке и позволяет оценить транспортную инфраструктуру по всему миру.
Изохроны прекрасно подходят и для того, чтобы проводить более крупномасштабный анализ доступности территории. Сегодня их используют для предпроектных исследований и в транспортной аналитике. Их можно создать самостоятельно с помощью ArcGIS или QGIS (Qneat, Viking, network analysis модули) или воспользоваться онлайн сервисами, которые покажут изохроны для разных способов перемещения. В основном используется пешеходная доступность или передвижение на автомобиле, но последнее время появились сервисы, учитывающие использование общественного транспорта и передвижение на велосипеде.


Таким образом, анализ доступности территории с помощью изохрон помогает комплексно оценить территорию и получить информацию о том, насколько хорошо расположена та или иная территория в масштабах целого города или района.