Раньше мы уже писали о некоторых историях женщин в картографии. Представим еще одну подборку интересных историй о женщинах и картах на протяжении истории человечества.
Монахини в Нижней Саксонии
Эбсторфская карта (ок. 1234 г.) – это самая большая mappa mundi XIII века (с лат. – «карта мира»). Карта проиллюстрирована на тридцати козьих шкурах и имеет размер около 3,6 на 3,5 м. Это не столько навигационная карта, сколько источник религиозной и этнографической информации. На ней описаны особенности природы, а также библейские и мифологические события.
Ученые долго расходились во мнениях относительно авторства карты. Первоначально считалось, что ее создал Герваз из Эбсторфа, но анализ карты показал различие с его работами, и сейчас чаще говорят о том, что на самом деле она создана монахинями из монастыря бенедиктинок, славившимися своим мастерством. Карта была обнаружена в монастыре близ города Люнебург в Нижней Саксонии, и сейчас принято считать, что изготовлена она была там же.
Под другим именем
Гравировщица: Мари Катрин Хоссар. Карта авторства Gilles Robert de Vaugondy, 1755.
Вопрос авторства всегда затрудняет определение роли женщин в картографии, и часть имен осталась забытой именно из-за этого. В XVII и XVIII веках, во время эпохи открытий, картография бурно развивалась в Европе. В это время женщины также занимались составлением карт, хотя они почти всегда приходили к этому ремеслу через мужчин.
В то время в Париже сестры Мари Катрин Хоссар и Элизабет Хоссар были известны своими гравюрами "картушей" – надписей, обозначающих тему карты и ее автора, часто с декоративным оттенком. Они научились гравировать у своего отца, но успеха достигли благодаря собственному стилю и талантам. На изображенной выше карте Восточной Канады, подписанной "К. Хоссар", картуш включает несколько популярных в ту эпоху символов Северной Америки: сосну, бобра и каноэ.
Как и многие другие девушки своего времени, сестры Хоссар использовали свои инициалы вместо имен для подписи работ. Это был своего рода маркетинговый прием для женщин-картографов, поскольку это скрывало их пол от покупателей. Но это также скрывало многих из них от истории, из-за чего их имена не встретить в книгах о составлении карт в указателях.
Если европейские женщины-картографы в эту эпоху были в тени своих коллег-мужчин, подумайте, как мало мы знаем о картах, сделанных в менее развитых в то время регионах.
Карта нерассказанной истории
Автор: Нэнси Шаванадит (Shanawdithit или Shawnadithit). Скетч 2, Беотуки или Красные Индейцы, 1829.
Будучи ребенком из племени беотуков в начале XIX века, Шаванадит стала свидетелем того, как ее народ был практически уничтожен в результате нападения британских солдат. Ей удалось выжить, и она стала известна как последний полнокровный член племени.
Через 18 лет после нападения, в 1829 году, под руководством исследователя Уильяма Кормака Шаванадит создала пять необычных карт, в которых она нарисовала свои воспоминания о передвижениях своего племени и столкновениях с британцами. Реки и озера, изображенные на ее картах, нарисованы с невероятной географической точностью, как утверждает исследователь Джеймс П. Хоули, написавший в 1915 году историю ее племени. Народ беотуков и все, что к нему относится, отмечены красным цветом, а британцы – черным.
"...На озере проходит третья красная линия, на которой изображены четыре фигуры. Перед вигвамами на льду сгруппировано полдюжины черных, среди которых одна красная фигура. Рядом с этой группой стоит одинокая красная фигура, по-видимому, крупного мужчины, как бы обращающегося к группе с речью, а немного в стороне находится еще одна красная фигура, лежащая на льду".
Карты Шаванадит и истории, которые она рассказала Кормаку, являются одними из последних свидетельств о языке, обычаях и верованиях ее народа и иллюстрируют одну из глав в истории Канады.
Картография и вышивка
Вышитый глобус, 1810-1843. Фото: Judith Tyner
Начало XIX века стало временем огромных перемен, когда менялось и образование для девушек. В Соединенных Штатах девочек в академиях начали преподавать математику, историю и географию, а также обучали домашним навыкам, таким как шитье, музыка и этикет. В этот момент появился предмет, который объединил эти меняющиеся сферы образования: вышитый шелковый глобус.
Изготовленные ученицами старших классов школы Уэсттаун в Пенсильвании в первой половине XIX века, эти изысканные глобусы были предназначены для обучения одновременно географии, астрономии и рукоделию. Глобусы диаметром всего несколько сантиметров были сделаны из шелка, натянутого на набитый шерстью холст. Долгота, широта и очертания континентов нанесены простыми стежками, а надписи добавлены чернилами. Это не единичная практика – в других школах для девочек ученицы создавали вышитые карты на плоских кусках льна.
Практика совмещения вышивки и географии угасла примерно в 1840-х годах. Джудит Тайнер, профессор картографии Калифорнийского государственного университета в Лонг-Бич, которая писала об этом виде рукоделия, подозревает, что это произошло потому, что бумага и карандаши стали дешевле, и девочки начали рисовать.
Как видите, в картографии есть много историй, через которые можно узнать о разных видах мастерства, а еще понять состояние общества. В будущем мы обязательно расскажем вам другие малоизвестные истории женщин-картографов!
Источники:
The Hidden Histories of Maps Made By Women: Early North America
The Women Who Shaped the World