Как-то в начале 2002 года Гэри Шерман захотел создать программу для просмотра данных PostGIS под Linux. Он посмотрел на open-source проекты того времени, но не нашел в них решение своего вопроса, поэтому сам начал работать над этой задачей. Его небольшой хобби-проект со временем стал самой популярной открытой ГИС в мире – QGIS.
До 1981 Гэри Шерман обучался в университете на Аляске, где изучал горное дело и геологию. Его любовь к картографии и ГИС восходит к молодости, когда он бродил по диким местам Аляски с компасом и бумажной картой в руках, триангулируя горные вершины в попытках не заблудиться. После этого, работая в сфере естественных наук, он в течение многих лет решал задачи геологии и географии с помощью программирования – например, строил карты минеральных ресурсов на первых компьютерах в начале 1980-х. Однако он не занимался ГИС всерьез до тех пор, пока не начал работать с Arc/Info в начале 2000-х.
В феврале 2002 года он начал свой хобби-проект на основе C++ и Qt. Его мотивацией было желание просматривать данные PostGIS на домашнем компьютере с Linux, и это сподвигло его на то, чтобы с нуля приступить к разработке своей программы. Так появился Quantum GIS – настольное ГИС-приложение с открытым исходным кодом для просмотра и редактирования данных.
В июле 2002 года, когда появилась первая рабочая версия QGIS, Гэри разместил ее на Sourceforge и написал о ней на нескольких сайтах в поисках соавторов. У ГИС-сообщества был интерес к проекту, но скачиваний было немного, и в первое время QGIS развивался медленно. К тому же его первый релиз был неярким – программа могла отображать данные PostGIS, но набор ее функций был небольшим.
Через полгода в Quantum GIS стало больше возможностей для работы с векторными данными и появилась поддержка разных проекций, а через пару лет были добавлены возможности для работы с растровыми данными, и постепенно количество пользователей увеличивалось.
В течение четырех лет с начала проекта к команде подключилось более 20 разработчиков, а также участники, работающие над документацией, графикой и тестированием. По словам создателя, когда в 2008 у QGIS появилась возможность работы с Python, программа начала жить своей жизнью. Тогда проект действительно набрал обороты, и Гэри уже не принимал в нем такого же участия, как в первые годы.
Говоря о трудностях создания ГИС с открытым исходным кодом, Гэри отмечает, что некоторые участники ГИС-сообщества задались вопросом, к чему начинать новый проект, если можно вносить вклад в уже существующий. Из-за этого в первое время было заметно отсутствие поддержки проекту, однако эта ситуация не продлилась долго – популярность QGIS переросла все первые сомнения. Были и технические проблемы, особенно при работе над перепроецированием и при создании первой версии для Windows, но частые релизы и постоянная работа над ошибками помогла команде не останавливаться перед трудностями.
Сейчас Гэри Шерман по-прежнему известен в ГИС-сообществе как основатель QGIS, но он не афиширует это и больше не принимает участие в работе над проектом. В 2012 году он по большей части передал эстафету своей команде и сосредоточился на других событиях в своей жизни (например, на своей консалтинговой компании GeoApt). Тем не менее он является пожизненным почетным членом совета директоров QGIS.
С 2013 по 2021 он возглавлял издательство Locate Press, выпускающее книги про ПО с открытым исходным кодом. За время его работы было издано более 15 книг, включая обновление популярной книги QGIS Map Design.
Интересно, что Гэри – автор не только технических книг и статей о ГИС, но и художественной литературы. Вдохновляясь Аляской и своей работой в сфере геологии, он опубликовал несколько художественных романов, в которых можно найти яркие описания жизни на севере и опасных встреч с дикой природой. Подробнее узнать про его книги можно на сайте Alaskana.co.
За свою работу с QGIS в 2014 году Гэри Шерман получил премию Сола Катца (Sol Katz Award). В последние годы Гэри живет на Аляске и регулярно наблюдает за лосями из окна своей гостиной. Он больше не работает, однако регулярно участвует в обсуждениях ГИС-сообщества и использует QGIS в личных проектах.
Источники:
Твиттер;
LinkedIn;
An Interview with Gary Sherman – Nicholas Duggan для xyHt, 2018;
Gary Sherman Interview – Tim Sutton, 2011.
Spatial Galaxy - About