Статьи

Жак Бертен

Картография
Жак Бертен по праву считается одним из отцов картографической науки. Он разработал теорию визуальных переменных для построения картографических символов. Его монументальное произведение “Семиология графики” (“Semiologie Graphique”) стало одним из важнейших картографических трудов, которое повлияло на картографов по всему миру. Оно представляет собой первую и самое широкую попытку создать теоретическую основу для визуализации информации средствами графики. Французское издание 1973-го в научной литературе процитировали 2691 раз, а американское издание 1983-го – 4369 раз – больше, чем любую другую книгу по теории картографии.

Сегодня мы публикуем перевод статьи Жиля Пальски о становлении Бертена как теоретика и практика картографии и его вкладе в науку.

В 1950-х годах легенда карты часто создавалась как список символов, за которыми следуют числа, и дополненный список объяснений этих чисел. Жак Бертен так описал процесс чтения:
1: обнаружение символа на карте;
2: обнаружение этого символа в легенде;
3: определение его номера;
4: обнаружение этого номера в списке (обычно очень сложно, в зависимости от типографики);
5: чтение объяснения;
6: возврат к напечатанному номеру в легенде;
7: возвращение от числа к символу в легенде;
8: возвращение от легенды к символу карты (1952, с. 34).

«Лично я, - писал Бертен, - в половине случаев, когда я достигаю седьмой шаг, то не помню, где на карте находится символ, который я искал!» (1952 г., с. 34).

Жак Бертен родился в 1918 году в Мезон-Лаффит, пригороде Парижа. В 1934 году он поступил в Школу картографии, которая только что была основана в Сорбонском университете по инициативе географа Эммануэля де Мартона. В этом первом выпускном классе школы было всего два студента. Как рассказывал Бертен, он случайно оказался там, так как его мать знала де Мартона лично. В школе картографии де Мартон планировал обучить «географов-картографов», которые будут сочетать академические знания с практическими навыками и умениями. По окончании учебы молодой выпускник должен уметь не только рисовать, но и разрабатывать карты в помощь чертежникам. Бертен обучался классическим способом, часами создавая карты и знаки вручную или с помощью чертежных инструментов. Он также изучал математику и общую географию. Через два года он получил дополнительную степень по географии, с работой о Северной Африке. 

Когда Бертен покинул университет, он начал свою карьеру как профессиональный картограф в издательстве Hachette. После Второй мировой войны, он присоединился к Национальному центру научных исследований (CNRS). Бертен участвовал в многопрофильной рабочей группе, во главе с социологом Полем-Анри Шомбаром де Лауве, о социальном пространстве парижского метрополитена. Бертен проработал в CNRS до 1957 года. Тем временем, он основал картографическую лабораторию в VI секции École pratique des hautes études (позже École des Hautes Études en Sciences Sociales, EHESS) при поддержке Люсьена Февра. Лаборатория была важнейшим образовательным и исследовательским центром в области картографии во Франции в течение тридцати лет. Бертен руководил лабораторией до выхода на пенсию в 1985 г., после чего лаборатория окончательно исчезла в 1992 г. (Palsky, 2015). 

Проекция Бертена 1953 (https://proj.org/operations/projections/bertin1953.html)


Бертен был заслуженным новатором в картографии. Он представил несколько проекций, одна из которых все еще используется сегодня, для отображения феноменов глобализации). Кроме того, он мастерски владел навыками изображения рельефа, рисуя карты от руки. 

Jacques Bertin and laboratory of cartography, landforms of Japan, ca. 1965. French National Archives, Pierrefitte, 20010291/30. Copyright Archive Nationales.


Между 1950 и 1985 годами Бертен спроектировал большое количество новаторских карт. Прежде всего, он порвал с французской географической традицией составления карт-синтеза, аккумулирующим много информации и связей (Palsky & Robic, 1998). Бертен обратился к более простым одномерным картам. Он считал, что карты нужно легко просматривать, (maps to see), а не читать (maps to read). Он создавал карты до самого конца его жизни, для исторических атласов историка Пьера Видаль-Накэ или собственных атласов. В них он реализовал интересную идею: построение синоптических карт мира с регулярными временными интервалами, чтобы избежать евро- или хроноцентризма, что можно трактовать как предвидение текущей проблемы «глобальной истории».

Графическая семиология и предшествующие концептуальные работы
Конечно, наследие Бертена в основном опирается на его теоретический вклад, прежде всего разработанный в его главном трактате «Графическая семиология». Если первое издание было опубликовано в 1967 г., размышления Бертена начались еще в 1950-х, когда он присоединился к CNRS. В томе, в котором представлены результаты социальных исследований под руководством Шомбарта де Лауве, Бертен писал главу под названием Recherches graphiques (графическое исследование) (1952 г., Глава 3). Он определил там первые визуальные переменные: форма, значение и «sparkling» (позже названные зерном или текстурой) и начал описывать свойства их восприятия. Его размышления кристаллизовались в последующие годы. Серия лабораторных документов фиксируют построение таблиц визуальных переменных до 1967 г. (Bertin, 1954, 1957). 

Источник: https://www.axismaps.com/guide/visual-variables


Прикладная визуализация
Размышления Бертена основывались на его опыте коллективных и междисциплинарных исследований в CNRS и EHESS. Когда он управлял своей лабораторией, между 1954 и 1985 гг., специалисты широкого круга социальных наук приходили к нему со своими данными, с просьбой их отобразить. Он отмечал, что независимо от дисциплины, он всегда сталкивался с одними и теми же проблемами. Он попытался сформулировать рекомендации по дизайну, независимо от научных областей. Он также стремился отсортировать, классифицировать способы отображения по основным принципам. Один из его соавторов написал, что грамматика графики возникла в результате систематического анализа сотен изображений (Bonin, 1998).

Но был ли он теоретиком? Семиология графики — это книга, в которой почти нет источников, только с несколькими сносками и ссылками. Бертен не пытался вписаться в схему других теорий, такие как общая теория знаков (семиология), или коммуникационная модель. Таким образом, его работа очень практична, эмпирична и легка для восприятия. Бертен представил теоретическую концепцию, но это было то, что мы могли назвать теорией его практики (Estivals, 2000, с. 38), отдельно стоящей и глубоко оригинальной.

Научный вклад 
С его трактатом французская картография перешла на парадигму «эффективности». Вся книга основана на теории репрезентации. В соответствии с Бертеном, картографы должны рисовать изображения, четкую картинку, понятную за минимальное время просмотра (1967, с. 142). Бертен связал чтение графики с получением ответов на серию вопросов, и он заявил, что хорошее изображение должно давать эти ответы «с наименьшим умственным усилием» (1967, с. 139). 

В построенной им грамматике графики он предложил соединить свойства информации с визуальными переменными. Из этого общего принципа он вывел ряд правил построения символов и дизайна. Понятие визуальной переменной вдохновило ученых на дальнейшую работу и, вероятно, внесло самый популярный вклад в картографическую науку. Тем не менее, вся система была сама по себе новаторская, как общая, всеобъемлющая структура, аналогов которой не было нигде. После был опубликован английский перевод (Bertin, 1983), и некоторые заметили, что многие идеи, представленные Бертеном, не были новыми для англоязычной аудитории, в отличие от предложенной методологии. Истмен (1986), рецензировавший этот перевод, представил книгу как «первую обширную трактовку графической знаковой системы на английском языке» (с. 104). Ключевая трактовка предмета по Бертену состоит в том, что он предложил структурный анализ: его размышления не были основаны на знаках или символах, но на отношениях между знаками; следовательно, его систему можно сравнить со структурной лингвистикой де Соссюра (Mounin, 1970). 

Наконец, Бертен заявил, что графический язык был не только средством общения, но и инструментом для обработки данных. Эта идея была специально разработана во втором издании Семиологии (1973) и в последующей книге “Графика и графическая обработка информации” (La graphique et le traitement graphique de l’information, 1977 г.). Бертен представил несколько устройств, которые могут помочь перерабатывать сложные серии данных с помощью обработки и визуальной классификации. С этими устройствами такие как «файлы изображений» или «переупорядочиваемые матрицы» (Bertin, 1973, с. 254–268; 1977), исходные данные были графически выражены, а затем упорядочены группами или кластерами. Специальное оборудование было изобретено для выполнения манипуляций. Бертен твердо верил, что эта обработка была самым новаторским аспектом его работы, с огромным потенциалом на будущее.

Жак Бертен с коллегой работают над переупрядочиваемой матрицей, ок. 1970 г. French National Archives, Pierrefitte, 20150774/21. Copyright Archive Nationales.


Бертен участвовал в становлении картографии как самостоятельной дисциплины, облагороженной теоретическим развитием. Для французских картографов он отец-основатель. Однако, его влияние выходит за рамки картографии. Бертен известен ученым из разных областей: коммуникации, графического дизайна, информатики или статистики. Бертен был один из немногих исследователей, включавших в графику и карты, и диаграммы, и графики, в то время как другие рассматривали их по отдельности. В этом отношении он предвосхитил область визуализации информации, которая расширилась в последние десятилетия. Его комплексный подход вызывает интерес за пределами картографии. Статистики заново открыли его методы обработки графических данных 1990-е гг. и применяют их в визуальном анализе данных. 

Бертен разработал логическую концептуальную основу, которая используется по сей день. Он также предоставил нам ресурсы для борьбы в нескончаемой битве с «плохими картами». Он всегда будет напоминать нам об основных правилах отображения информации. Конечно, некоторые аспекты его работы устарели, так как они были сформулированы в эпоху «пера и туши» (Monmonier, 1985, с. 607). Его семиология должна рассматриваться как открытая структура, которая всегда требует расширения и дополнения. Как писал Х. Вайнер в своем предисловии к английским изданиям книги Бертена, это «путеводитель на будущее» (2010, с. xii).


Литература:
Bertin, J. (1952). Recherche graphique [Graphic researches]. In P.-H. Chombart de Lauwe, S. Antoine, J. Bertin, L. Chauvet, L. Couvreur, J. Gauthier, et al. (Ed.), Paris et l’agglomération parisienne: Vol. 1. L’espace social dans une grande cité [Paris and the agglomeration of Paris: Vol. 1. The social space in a big city] (pp. 12–37). Paris: Presses Universitaires de France.
Bertin, J. (1954). Graphiques et cartes. [Diagrams and maps]. Paris: Laboratoire de cartographie.
Bertin, J. (1957). Éléments d’une grammaire du langage graphique [Elements of a grammar of graphic language]. Paris: École Estienne.
Bertin, J. (1967). Sémiologie graphique. Les diagrammes, les réseaux, les cartes. Paris: Gauthier-Villars.
Bertin, J. (1973). Sémiologie graphique. Les diagrammes, les réseaux, les cartes. (2nd Ed.). Paris: Gauthier-Villars.
Bertin, J. (1977). La graphique et le traitement graphique de l’information [Graphics and graphic information processing]. Paris: Flammarion.
Bertin, J. (1983). Semiology of graphics: Diagrams, networks, maps. (W. J. Berg, Translated by). Madison, WI: University of Wisconsin Press.
Bonin, S. (1998). Le développement de la graphique de 1967 à 1997 [The development of graphics from 1967 to 1997]. Bulletin du Comité Français de Cartographie, 156, 17–25. doi:10.4000/cybergeo.490
Eastman, J. R. (1986). Book review: Semiology of graphics by Jacques Bertin. Economic Geography, 62, 104–105. doi:10.2307/143508
Estivals, R. (2000). Théorie du schéma graphique [Theory of the graphical outline]. Paris: SSB.
Monmonier, M. (1985). Book review: Semiology of graphics: Diagrams, networks, maps. Jacques Bertin. Madison: University of Wisconsin Press, 1983. Annals of the Association of American Geographers, 75, 605–609. https://www.jstor.org/stable/2563117
Mounin, G. (1970). La sémiologie graphique [Semiology of graphics]. In G. Mounin (Ed.), Introduction à la sémiologie (pp. 226–229). Paris: Éditions de Minuit.
Palsky, G. (2015). Bertin, Jacques. In M. Monmonier (Ed.), History of cartography: Vol. 6, part 1. Cartography in the twentieth century (pp. 121–123). Chicago: University of Chicago Press.
Palsky, G., & Robic, M.-C. (1998). Aux sources de la sémiologie graphique [At the roots of semiology of graphics]. Bulletin du Comité Français de Cartographie, 156, 32–43. doi:10.4000/questionsdecommunication.9050
Wainer, H. (2010). Preface. In J. Bertin (Ed.), Semiology of graphics: Diagrams, networks (pp. xi–xii). Redlands, CA: ESRI Press.
Источник: Palsky, G. (2019). Jacques Bertin, from classical training to systematic thinking of graphic signs. Cartography and Geographic Information Science, 46(2), 189–193. https://doi.org/10.1080/15230406.2018.1523026