Статьи

Базовые карты в QGIS — три уровня сложности

Картография ГИС Выбор команды
Время прочтения: 5 минут
Базовая карта (также карта-основа или подложка) — это слой, который обеспечивает географический контекст для данных на тематической карте.
В зависимости от проекта базовой картой может быть топографическая или общегеографическая карта, слой дорожной сети, растр с категориями землепользования или просто космоснимок — то есть любой слой, который позволит пользователям ориентироваться и понимать географический контекст данных. Административные границы, ЦМР, гидрография, ортофотопланы, слои с изолиниями, дорогами, контурами домов — в качестве базовой карты можно использовать все эти слои, а также их комбинации, если они выполняют функцию контекста.
В QGIS есть несколько разных вариантов добавить готовые базовые карты от картографических сервисов, таких как Google, Bing, Esri, визуализацию OpenStreetMap или что-нибудь еще. В этой статье работа с такими готовыми базовыми картами в QGIS делится на три уровня сложности:
  • Уровень 1. Загружаем готовую базовую карту через плагины
  • Уровень 2. Меняем ее стиль
  • Уровень 3. Комбинируем несколько базовых карт в одну и в конце даже получаем такое:
Эстетичная базовая карта, которую можно сделать за несколько минут на основе "F4 Map" и "Carto Dark"

Уровень 1. Загружаем готовую базовую карту через плагины

Если вам нужно просто и быстро "подложить" что-то под данные, в интернете есть множество готовых базовых карт для QGIS, и в первую очередь стоит искать их через QuickMapServices — один из первых плагинов, который все устанавливают после загрузки QGIS. После установки плагин появится в меню "Web" ("Интернет") — "QuickMapServices".
Хотя плагинами можно пользоваться бесплатно, такая открытость не распространяется на карты, к которым мы получаем через них доступ. Для личного пользования можно использовать любую основу, но если вы где-то публикуете готовую карту, то проверьте лицензию — она есть у каждой базовой карты.

Уровень 2. Меняем стили базовой карты

После первого шага у нас есть готовая базовая карта. Но что делать, если она слишком яркая? Или ее наоборот хочется затемнить? Или, может, сделать черно-белой?
В настройках стиля можно поменять слой и сделать его более привлекательным прямо из QGIS. Параметры "яркость", "контраст" и "насыщенность" работают так же, как и в любом графическом редакторе: подвигайте ползунки и посмотрите, как можно сделать карту светлее, контрастнее или, если цвета слишком блеклые, насыщеннее. Но с этими настройками есть варианты и поинтереснее.

Черно-белая версия карты

Любую готовую базовую карту можно превратить в черно-белую, снизив насыщенность слоя до нуля. А если нажать "инвертировать", то ч/б карта будет в ночном режиме (для светлых карт).
Пример с OpenStreetMap. "Инвертировать цвета" не всегда хорошо работает с цветными изображениями, но если изначально снизить насыщенность до минимума, инверсия работает лучше.

Тонируем слой в один цвет

Настройка "Тонировать" придаст всей базовой карте один оттенок. Ниже — два примера с высокой интенсивностью тона, но в повседневной работе полезны более тонкие настройки: если взять неяркий цвет и тонировать карту на 10-20%, можно убрать резкость цветов готовой базовой карты, не меняя насыщенность.
Базовая карта OpenTopoMap с синим оттенком
Базовая карта OpenTopoMap с зеленым оттенком
Если вы выбираете этот путь, готовьтесь двигать все ползунки в разные стороны, чтобы результат выглядел хорошо. И все же этот способ спасает, когда нужно быстро сделать базовую карту для проекта, а у готовых растров не устраивают цветовые настройки. Иногда достаточно чуть поменять яркость и контраст, и карта смотрится лучше. Главное — пробовать.

Уровень 3. Комбинируем несколько базовых карт, используя режимы смешивания

Чтобы создать свою базовую карту, можно комбинировать несколько слоев, как векторов, так и растров, и это достаточно просто, если у вас есть данные. А есть более интересный способ, и для него понадобятся те же готовые базовые карты, доступные через плагины, а также режимы смешивания. Ниже — пример двух интересных комбинаций слоев для базовых карт, которые настраиваются в несколько кликов.
Подробнее про режимы смешивания и то, как они работают, читайте в отдельной статье. В ней же есть еще один пример комбинации слоев — эффект неонового свечения.

Комбинация базовых карт 1

Этот способ — из статьи Павлоса Деметриадеса, и для него нужен плагин HCMGIS и две карты, которые есть в его списке по умолчанию: "F4 Map" и "Carto Dark" (для последней нужно сделать копию). Чтобы не повторять прекрасный материал оригинала, покажу небольшую модификацию и дополнительные варианты.
Кастомная ночная базовая карта
Настройки трех слоев, начиная с нижнего (тон можно менять, как нравится). В оригинале у среднего слоя стоит режим смешивания "Разность", но мне больше нравится "Осветление". Если изображение мелкое, попробуйте открыть его в новой вкладке
Это интересная тема, так что рекомендую пробовать разные режимы смешивания и разный порядок слоев, чтобы добиться интересных эффектов. И хорошо еще помнить про настройку прозрачности в свойствах каждого слоя, с помощью нее можно лучше настроить эффект.
Атмосферная базовая карта Уфы и окрестностей. Те же слои, немного другие настройки.
В крупном масштабе можно добавить на карту здания из OpenStreetMap, окрасив их белой наклонной штриховкой, и получить такое:
Этот вариант подошел бы как базовая карта для точечного слоя с редкими объектами, хотя с таким количеством информации стоит быть осторожным

Комбинация базовых карт 2

Этот вариант уже от меня, и он состоит из Google Satellite и двух копий Google Terrain с тонировкой и режимами смешивания "Hard Light" и "Умножение" (скрин со свойствами каждого слоя ниже).
Эта комбинация придает базовой карте Google почти художественный эффект
Минус этой комбинации — в Google Terrain Hybrid есть подписи, и они будут видны в населенных районах
Настройка слоев для такого эффекта, порядок начинается с нижнего слоя
Эти две комбинации выше подойдут далеко не для всех карт, но я привожу их в пример для того, чтобы рассказать про интересный эффект в QGIS. С точки зрения визуальной иерархии, базовая карта — это фон, на котором выделяются объекты, и она не должна перегружать изображение информацией и не должна перетягивать на себя внимание, поэтому чаще в проектах используют что-нибудь попроще :)
Хорошая базовая карта — один из фундаментальных строительных блоков картографии, но таких элементов на карте много, из-за чего бывает сложно передать нужную информацию и не запутать читателя. Если вы хотите поднять свои навыки дата-визуализации на новый уровень, приходите на курс по дизайну карт, и эксперт-иллюстратор с девятилетним стажем поможет вам создать визуально привлекательные карты ✨

Источники:

Материал подготовила Юлия Федорова