Аналитика, гипотезы и отчеты — все это большая часть работы бизнес-аналитиков, маркетологов и менеджеров. Чтобы упростить такую работу, существуют инструменты бизнес-аналитики — BI-сервисы для сбора, обработки и анализа данных в сфере бизнеса.
Не все читатели с таким сталкивались (для меня буквы BI долгое время были загадкой), но тем полезнее приоткрыть завесу и знать, что туда входит и как это может быть связано с геоданными.
BI и дашборды
BI-сервисы – это специальные инструменты для создания аналитических отчетов. Они позволяют подключить к себе много разных источников, чтобы сбор данных проходил автоматически и собирать отчеты прямо в сервисе. Основные удобства: синхронизация с другими сервисами, прямой сбор данных и понятное отображение результатов, чтобы делать из них выводы.
Пример дашборда в Power BI. Если подключение к данным настроено, данные обновляются автоматически, и в конце отчетного периода остается только смотреть на готовый отчет.
Пример использования: крупная организация по продаже мороженого хочет следить за продажами филиалов в регионе. У нее есть данные, которые поступают как во внутренние таблицы, так и в сервисы вроде Контур Маркет, и все эти данные хорошо бы собрать в удобном виде, чтобы менеджеры были в курсе, где люди не покупают мороженое, где а где наоборот пора открывать новую точку. Настроив себе интерактивный BI-дашборд, компания в таком случае будет ежемесячно смотреть на готовые графики и карты, где все большое количество данных показано в удобном виде.
Скрин с примерами возможных подключений
А для чего вообще это нужно?
Нужно ли это обычному пользователю? Вряд ли. Сложно представить задачу в жизни одного человека, которая решается интерактивным дашбордом. Но это может быть шаг в процессе обучения на бизнес-аналитика, геоаналитика или геомаркетолога.
Нужно ли это бизнесу? Да, особенно если данных много, и на их обработку и визуализацию уходит много времени.
Работа с картами в BI-дашборде на примере Yandex Datalens
Yandex DataLens — сервис для визуализации и анализа данных, в котором можно составлять аналитические отчеты и дашборды с таблицами, графиками и даже картами для мониторинга бизнес-метрик.
Как это работает:
1 — подключение данных из разных источников;
2 — анализ с помощью облачных вычислений;
3 — визуализация и готовые отчеты;
2 — анализ с помощью облачных вычислений;
3 — визуализация и готовые отчеты;
Так как это блог про пространственные данные и их обработку, в основном посмотрим на карты в этом сервисе: геопространственные данные можно отобразить на карте, добавленной на дашборд. Пример из демо-карты:
Как может выглядеть аналитический дашборд. Пример из демо
Хотя по функциям и удобству Даталенс сильно уступает Power BI, это все же нормальный продукт для базовой аналитики и интересных визуализаций. Это неплохой вариант, если компания и так работает в экосистеме Яндекса, а значит сразу сможет добавить подключения из других сервисов.
Работа с геоданными: загрузка и отображение
Посмотрим на возможности карт в справочнике визуализаций и увидим, что на карте в Даталенс можно показать точки, линии и полигоны со значениями показателей, а еще точки можно кластеризовать или показать как тепловую карту. Все это добавляет в бизнес-анализ пространственный аспект.
На одной карте может быть не более 5 слоев. Чтобы добавить слой, загрузите пространственные данные в формате CSV: в источнике данных должны находиться или координаты с типом "геоточка", или полигоны (тип "геополигон").
Типы объектов в слоях карты выглядят привычно:
- Области (то есть полигоны) с показателями. Значения показателей можно показать цветом и всплывающими подсказками.
- Линии — для отображения связей между объектами на местности.
- Точки — для отдельных точечных объектов. Значение показателя можно показать цветом и размером точки, а в случае большого количества точек можно сделать теплокарту.
Чтобы оценить интерактивные карты на дашбордах в действии, авторизируйтесь и посмотрите на тестовые датасеты, такие как "Организации: спрос и предложение", который можно использовать для анализа конкурентов и оценки рынка в городе. Разрешение у него низкое, но для демо-датасета он и правда хорошо показывает, какие карты могут быть в дашборде и как это может быть полезно для бизнеса.
Тестовый слой спроса и предложения основан на данных геопоиска и справочника организаций. У него низкое разрешение, но он хотя бы позволяет посмотреть на возможности карт в дашбордах
В списке всех демо-слоев есть интересный дашборд от Геоинтеллекта "Базовая геоаналитика города и региона. Демо", тоже показывающий возможности гео-визуализаций.
Итоги
В Яндекс ДатаЛенс не так много функций для создания карт, как мы привыкли видеть в ПО для работы с геоданными, но все же он подойдет для базовой аналитики. И тем более подойдет, если данные и отчеты нужно собирать регулярно и показывать коллегам или клиенту.
Что могу рекомендовать для того, чтобы узнать больше
- Документация ДатаЛенс. Как говорится, избегайте документацию, чтобы просидеть лишних шесть часов за работой.
- https://datayoga.ru/datalens05 – отличный обзор от Data Yoga, невозможно не похвалить.
- https://datayoga.ru/datalens05 – отличный обзор от Data Yoga, невозможно не похвалить.
Дополнительные источники:
Материал подготовила Юлия Федорова