Карты изохрон – достаточно популярная тема последних лет. Мы уже рассматривали изохроны в целом, но сегодня расскажем подробнее их историю и остановимся на отдельных картах из прошлого.
В начале 1880-х годов картограф Фрэнсис Гальтон начал представлять себе серию идеальных путешествий. Каждое из них начиналось в его родном Лондоне, откуда они уходили в каждую точку Земли. Вычислив, сколько времени займет каждая поездка, он начертил линии, соединяющие пункты, до которых можно добраться за одинаковое время (в то время изотермы и изобары уже использовались в картографии). Гальтон решил, что эта идея будет полезна путешественникам, морякам и тем, кто хотел рассчитать время на отправку писем.
Его расчеты предполагали идеальные условия: что нет никаких политических препятствий или задержек из-за погоды. Для каждой поездки он использовал расписание пароходов, расчетное время доставки посылок и личную переписку с друзьями. Затем он отсортировал пункты назначения по цветовым группам и назвал свой путеводитель из Лондона "Картой изохронных путей".
Мы не знаем точно, был ли Гальтон первым со своей идеей карты изохрон, но после его публикации они появились по всей Европе, в разных городах и в разных масштабах. Идея изохрон быстро нашла широкое применение.
Карта путешествий из Лондона, J.G. Bartholomew, 1889. Вглубь континентов путешествие становится все труднее. Источник: archive.org
Центр этой карты изохрон 1889 года Дж. Г. Бартоломью тоже находится в Лондоне, и ее интересно сравнить с обновленной картой 1914 года ниже, которая местами показывает снижение времени в пути. До некоторых районов Японии теперь можно добраться за 20 дней, а выделенная розовым цветом категория "от пяти до десяти дней", которая ранее едва простиралась до Нью-Йорка, теперь проходит до Чикаго. Причина этого – резкое распространение железных дорог.
Вторая карта изохрон от Бартоломью, 1914. Источник: archive.org
Если сравнить эту ситуацию с картой Гальтона 1870-х годов, разница станет еще заметнее. На первых двух картах нет розовой полосы, протянувшейся через всю Российскую империю, потому что еще не было Транссибирской магистрали.
Карты изохрон менялись с каждым новым километром железной дороги, и "Атлас исторической географии Соединенных Штатов" показывает эту же тенденцию для США. В начале 1800-х годов, когда не было железных дорог, путешествие из Нью-Йорка в Вашингтон занимало почти неделю, но со временем ситуация улучшилась. Благодаря пароходам стали доступнее и водные пути, однако наибольший прогресс был достигнут именно благодаря поездам. Кульминацией стало создание первой трансконтинентальной железной дороги в 1869 году.
Эти карты изохрон не только демонстрируют быстрые темпы технического прогресса, но и показывают, как неравномерно он протекал. Железные дороги не сразу сократили время в пути, и они требовали значительных инвестиций в инфраструктуру, на которые ушли десятилетия.
Читатели прошлого использовали изохронные карты, чтобы представить себе свои будущие поездки, а мы можем использовать их для путешествия в прошлое и увидеть, как выглядела жизнь до интенсивного развития транспорта.