![](https://static.tildacdn.com/tild6437-6331-4864-a361-663232636134/photo.png)
Горы в профиль
Профили гор – это один из первых видов изображения рельефа, широко использовавшийся во время ранних картографических экспериментов. Его можно найти даже на Вавилонских глиняных табличках, изготовленных за сотни лет до нашей эры.
В этом методе простые силуэты гор часто располагались в ряд на одной линии с линией зрения зрителя и превращались в полосы и хребты. Горы и холмы могли иметь разные формы и размеры. Тени на склонах изображались линиями и штрихами, а источник света обычно располагался слева.
Сегодня этот способ изображения рельефа используется редко, разве что как часть исторической стилизации.
Панорамные карты
![](https://static.tildacdn.com/tild3833-6366-4136-a137-316365366531/2.jpg)
В эпоху Возрождения методы топографической съемки обеспечили более точное изображение мира. Художники и ученые также стали больше интересоваться миром природы, и так в эпоху позднего Средневековья появились панорамные виды городов – реалистичный вид объекта с гипотетической обзорной точки.
Такой вид изображения ландшафта используют и сейчас, в основном в туристических и стилизованных исторических картах. Программное обеспечение для трехмерного моделирования упростило создание реалистичных панорамных карт, хотя выполнение качественного картографического дизайна в таком виде – все еще непростая задача.
Штриховка
С XVIII до середины XX века штриховка была самым распространенным способом отображения рельефа. В 1799 году этот метод был стандартизирован Иоганном Г. Леманном, но для каждой местности разрабатывались свои шкалы, чтобы точнее показать особенности рельефа.
Штрихи проводились в направлении склона так, чтобы их конечные точки начинались и заканчивались на изолиниях с регулярными интервалами. Угол наклона определял толщину штрихов – на крутых склонах штрихи были более толстыми, а на пологих – тонкими. Иногда штрихи наносились только с одной стороны склонов для трехмерного эффекта.
Штрихи хорошо передавали довольно специфические формы рельефа, но не давали информацию о высоте. К тому же штриховка была трудоемким приемом, и при печати штрихи смазывались, поэтому им на смену пришли другие способы отображения рельефа.
Отмывка (теневой рельеф)
![](https://static.tildacdn.com/tild3764-3933-4433-b062-346531386636/4.jpg)
Отмывка рельефа реалистично отображает форму местности, показывая, как трехмерная поверхность будет освещена источником света. Так получается карта, которая отражает ландшафт, как если бы он наблюдался с большой высоты; при этом обращенные к свету вершины и склоны ярко освещены, а долины находятся в тени. Тени обычно наносятся так, будто источник света располагается в левом верхнем углу карты, и чем круче склон, тем темнее тень.
Цветная отмывка с синими/фиолетовыми оттенками в долинах и желтыми на вершинах обеспечивает большую реалистичность, усиливает ощущение трехмерности и делает карту более эстетичной и художественной. В последние годы отмывка приобрела новую популярность – сейчас ее легко создать в ГИС или графических редакторах, таких как Blender.
Изолинии
Изогипсы – линии, соединяющие точки равной высоты – это распространенный и всем знакомый способ визуализации рельефа. Они имеют большое преимущество перед другими методами изображения рельефа, поскольку они передают не только геометрическую форму местности, но и значения высот в любой точке.Долгое время предпринимались различные попытки придать изолиниям объем, и самый известный пример объемных изолиний разработал в 1951 году Китиро Танака. Изолинии Танака – это метод, при котором линии выделяются или затеняются в зависимости от их отношения к источнику света. Обращенные к источнику света склоны будут представлены светлыми, а затененные – темными.
![](https://static.tildacdn.com/tild3433-6434-4565-b238-633733646632/5.jpg)
Блок-схемы
Блок-схемы показывают часть земной поверхности и земной коры под косым углом зрения. C появлением компьютерной графики старая добрая геологическая блок-схема с поперечным разрезом можеть оригинально отобразить трехмерные формы Земли. Параметры просмотра могут быть быстро изменены для определения лучшего угла обзора, а некоторые части диаграммы можно сделать прозрачными для трехмерного эффекта.![](https://static.tildacdn.com/tild3039-6133-4637-a439-663236616236/6.jpg)
Использование ГИС изменило изготовление и использование карт, но для интересной визуализации можно использовать все исторические приемы для изображения рельефа.
Источники:
- Topographic Mapping: Past, Present and Future – A. J. Kent, A. Hopfstock. The Cartographic Journal. The World of Mapping Volume 55, 2018;
- Cartographic Terrain Depiction Methods – K. A. Mulcahy;
- All About Relief Maps – March 24, 2022 – Muir Way;
- Берлянт А.М. Картография. М.: Аспект Пресс, 2002. 336 с.