Статьи

Как в QGIS поменять дефолтные значки легенды

ГИС Дизайн Туториалы
Время прочтения: 4 минуты
Сложность: для тех, кто умеет работать в макете в QGIS и редактировать векторные объекты.
Легенда карты — это список или таблица условных обозначений на карте с разъяснением их значения. Цель легенды – объяснить читателю, что представляют собой символы на карте. По умолчанию в QGIS линейные объекты и полигоны отобразятся как прямые линии и прямоугольники, но если вы создадите свой уникальный символ элемента для легенды, вы сделаете ее интересной и, возможно, более понятной.
В этой статье расскажем о нескольких способах менять формы символов легенды, чтобы сделать карты интереснее. Если применить нестандартные формы, то можно превратить хорошую карту в произведение искусства (главное — не переборщить).

Первый способ — меняем линии через генератор геометрии

1/ В окне Макет (Главное меню QGIS – Проект – Макет) добавляем легенду: "Добавить элемент" — "Добавить легенду". Кликнем на нее, в правой панели в свойствах элемента выберем вкладку "Свойства объекта" и снимем флажок "Автообновление".
Макет печати. Свойства объектов.
2/ Дважды щелкнем на символ реки. Появится окно свойств легенды ("Legend Item Properties") — отметьте галочкой "Пользовательский знак" (“Custom Symbol”).
Окно свойств элемента легенды
3/ Щелкните на поле с линией и в открывшемся окне “Настройки символа” выберите символ волнистой линии. Измените цвет линии в опции “Color”.
Окно “Symbol Settings” (Настройки символа)
4/ Чтобы еще больше изменить символ волнистой линии, выберите под символом линии "Генератор геометрии", как на рисунке ниже. Затем в синтаксисе геометрии меняйте переменные min_wavelength, max_wavelength, min_amplitude, max_amplitude и seed — так волнистая линия в легенде будет меняться.
Изменение геометрии элементов легенды в “Geometry Generator”

Способ второй – скачиваем готовые символы легенды

Из Менеджера стилей в QGIS можно управлять символами легенды – создавать формы для значков точек, линий и полигонов. По умолчанию в этом окне не будет интересных вариантов, но можно установить готовые элементы легенды.
Готовые символы легенды создают другие пользователи QGIS, и они находятся в свободном доступе для всех желающих. В коллекции открытых стилей есть 30 готовых элементов, которые включают в себя формы легенды для слоев полигонов, линий и точек. Скачиваем их на странице Legend Patch Styles.

Как их установить:

1/ Нажмите на кнопку "Управление стилями" на верхней панели QGIS и выберите вкладку "Подмены условных знаков" (“Legend Patch Shapes”).
Инструмент управления стилями
2/ В левом нижнем углу нажимаем кнопку Импорт/Экспорт и открываем окно импорта элементов.
Вкладка “Подмены условных знаков”
3/ Прописываем путь до нужного файла XML, который мы скачали из коллекции .
4/ Если вы не хотите импортировать готовые теги, нажмите на чекбокс “Do not import embedded tags”. Здесь же можно добавить собственные метки.
5/ Нажимаем на кнопку “Select All” (Выбрать все) — Импорт.
Окно импорта объектов из файла XML
Теперь применяем скачанные символы легенды:
1/ Вернемся к Макету и выберем объект "Легенда".
2/ На вкладке "Свойства объекта" находим раздел "Элементы легенды" (Legend Items). Дважды щелкнем правой кнопкой мышки на слой и затем на кнопку “Форма” (Shape).
3/ Выбираем форму элемента легенды. Здесь также можно выбрать опцию “Сохранить соотношение сторон” и настроить размер элемента. Можете вручную применить нужный размер, так как геометрия значка легенды также отображается в виде выражения, и его можно редактировать с помощью менеджера стилей.
4/ Нажмите синюю кнопку "Назад" и посмотрите на новый символ легенды.
Установленный элемент легенды River 3 — вместо прямой мы видим волнистую линию с разветвлениями

Третий способ – создание символов легенды из векторного объекта

1/ Вернитесь в основное окно QGIS. Найдите объект, который вы хотите использовать в качестве символа легенды: отдельное здание или водоем, и войдите в режим редактирования.
2/ Выделите объект с помощью инструмента "Выбрать объекты" в верхней панели инструментов.
Выделенный объект, который можно превратить в значок легенды
3/ На панели инструментов нажмите кнопку "Копировать объекты". Теперь можно выйти из режима редактирования.
Кнопка "Копировать объекты"
4/ Откройте менеджер стилей и переключитесь на вкладку "Подмены условных знаков" (“Legend Patch Shapes”).
5/ Щелкните на кнопку с зеленым плюсом "Добавить элемент" и выберите соответствующую фигуру, в нашем случае — подмену заливки
6/ В открывшемся окне “Новая подмена условного знака" в поле "Форма" появится выражение базовой геометрии. Удалите этот код и нажмите Ctrl + V, чтобы вставить геометрию объекта в формате wkt.
7/ Теперь необходимо отредактировать геометрию. Прокрутите страницу до самого верха и удалите все, что находится перед элементом "Polygon”, "MultiPolygon” или другой геометрической функции в зависимости от геометрии объекта. Прокрутите страницу в самый низ и удалите все, что находится после закрывающего символа “))”.
8/ Поставьте галочку в чекбоксе “Сохранить соотношение сторон".
Окно “New Legend Patch Shape”
9/ После нажатия “OK” появится окно сохранения элемента, где можно дать название значку, определить метки, добавить в избранное.
Окно сохранения элемента
Теперь у вас есть элемент легенды, который вы сделали сами!
Эти шаги можно использовать для создания значков легенды из любых векторных объектов.
Источники:
Материал подготовила Алия Кутуева