Статьи

Студенты о QGIS

ГИС Картография
Образовательные учреждения Санкт-Петербурга. Автор: Борщева Екатерина Дмитриевна

Эта начальная карта сможет стать некоторым “черновиком” для дальнейшего развития темы. С помощью ГИС хотелось установить условные связи высших образовательных учреждений с колледжами и школами, отобразить объекты образовательной деятельности на карте, проанализировать влияние расположенности образовательных учреждений на дальнейшую траекторию обучения.

Все мы знаем, что геоинформационное программное обеспечение можно использовать в разных областях знаний и в разных отраслях экономики. Да и в ГИС-отрасль приходят специалисты из других областей. Но пока что информация о ГИС дается не на всех направлениях подготовки. Там, где есть “привязка” специальных знаний к местности, как правило, дается общее понимание ГИС в рамках отдельной дисциплины. Далее студенты могут углублять свои навыки уже в рамках своих тематических дисциплин.

В этой статье мы говорим о дисциплине ГИС, в которой целью преподавания является не изучение конкретно QGIS, а ГИС в целом – основные функции и задачи, примеры использования для решения городских проблем, понятие пространственных данных и их особенностей, способы реализации конечных ГИС-продуктов. QGIS используется не только по причине его открытости и всеобщей доступности, но и потому как он “закрывает” основные базовые потребности для начального освоения ГИС-программ.

При этом следует отметить, что в группе есть студенты с разным уровнем владения программным обеспечением. И так как это магистерская программа, то базовое образование очень сильно может различаться – есть учащиеся и из гуманитарных направлений, и из технических, в том числе, из области ИТ.

В качестве задания на знакомство с интерфейсом QGIS было необходимо создать карту на любую интересную студенту тему или же интерпретацию общей темы “Мой Санкт-Петербург” для тех, кто не выбрал свою тему ГИС-проекта. Учащимся также надо самостоятельно определить перечень необходимых им геоданных и сформулировать цели и задачи, которые читатели смогут решить с помощью созданной карты.

Зачастую студенты используют уже готовые геоданные, которые можно найти на порталах открытых данных, в открытых базах данных или скачать из OpenStreetMap.
Всегда интересно наблюдать, насколько разные интересы встречаются в одной группе или насколько по-разному можно интерпретировать одну общую тему. Также следует отметить, что с ГИС подавляющее большинство студентов ранее не были знакомы, и не имели опыта работы с пространственными данными.

Мы задали несколько вопросов об опыте знакомства с QGIS нашим студентам. Мнения есть разные и даже радикально противоположные, аргументация тоже различается. Тем не менее, все учащиеся справились с задачей “собрать” карту из найденных геоданных, которая бы иллюстрировала выбранную тему.

Было ли сложно придумать идею карты для начала изучения QGIS?
●     "Словила себя на мысли, что идей очень много и до последнего не знала, за какую именно взяться :)"
●     "Скорее да, но в большей степени из-за того, что не хотелось просто повторять какие-то существующие в интернете проекты/кейсы."
●     "Да, очень."
●     "Совершенно нет."

Мой литературный Петербург. От Пушкина до Цоя… Автор: Павлова Анна Александровна

В данном проекте представлено шесть тематических экскурсий. Карта может быть полезна людям, которые интересуются литературой, читают и перечитывают произведения данных авторов (как туристам города, так и местным жителям). Также карту могут использовать школьные учителя литературы, для того чтобы привлечь внимание своих учеников к тому или иному автору.

Чем понравился QGIS и почему?
●     По нему довольно много обучающих роликов в интернете, плюс, показалось, что в нем можно решить любую задачу, связанную с картами (разве что приложение не сделать).
●     Такой инструмент в значительной степени упрощает и ускоряет создание карт; можно использовать разные функции для отображения информации, что также помогает проводить анализ данных.
●     В первую очередь понравилось использование общепринятых терминов и обозначений для визуального отображения символов/элементов карты, так как это позволило быстро и безошибочно создать желаемое оформление. Во вторую же очередь – это открытость программы, благодаря чему не пришлось шаманить с торрентами, сторонними лицензиями: достаточно напрямую установить, посмотреть несколько туториалов, документацию и дополнения (что тоже большой плюс – все удобно структурирована и подробно иллюстрировано), и начать работу над своим проектом.

Чем не понравился QGIS и почему?
●     "Совершенно не понятный интуитивно интерфейс, малая информативность клавиш, нет понятных и качественных уроков, функция временных слоев (!!!)"
●     "Я не до конца использовала его классные возможности, вроде тепловой карты. Еще он у меня часто вылетал и зависал, что заставляло открывать его реже)"
●     "Есть затруднения со скоростью загрузки больших проектов; огромное количество модулей, большую часть из которых непонятно, как и для чего использовать(для этого нужно разбираться в документации, смотреть дополнительные материалы). Хотя это все скорее вопросы более глубокого изучения программы."
●     "Интерфейс показался немного "путанным", избыточным, не совсем интуитивно понятным, но это сугубо субъективная оценка при первых двух сеансах работы, так как после начало формироваться понимание – по какой логике все устроено."

Мой вокзал. Автор: Волкова Ольга Ивановна

Целью создания данной карты является наглядная демонстрация местоположения железнодорожных вокзалов, железнодорожных путей, а также внутригородских территорий, что в совокупности дает целостную картину.

Расскажите дополнительные впечатления о знакомстве с QGIS
●     "В целом инструмент понравился, базовые навыки работы в программе осваиваются достаточно быстро."
●     "Тяжело, сложно, непонятно. Знакомство с программой прошло под слезы и легкий нервный срыв. Непонятно на что способна программа. Непонятно, как она функционирует. Программа сломала мою жизнь."

Ранжирование районов Санкт-Петербурга по количеству «убитых» дорог. Автор: Иванова Юлия Андреевна

Целью проекта являлось представление данных, внесенных в проект Дорожной инспекции, как рейтинга районов СПб по количеству участков дорожной системы города, находящихся в плохом состоянии.

Видите ли Вы перспективы применения QGIS в своей последующей учебной практике? Какие, если видите?
●     "По итогу если мне нужно создать карту, я буду это делать либо с помощью QGIS, либо с помощью Python. Если разберусь, как сделать то, что мне нужно в QGIS, то удобнее будет работать в нем)."
●     "Скорее да, чем нет, так как в течение учебы предстоит изучение и анализ больших массивов данных, характеризующих в той или иной степени городские территории или процессы внутри города, и их взаимозависимости. QGIS облегчает обработку такой информации и выявление причинно-следственных связей за счет правильной визуализации этих данных."
●     "Ни в коем случае."
●     "Определенно, так как визуализация слов градостроителя в виде карты – не только сильный оформительский прием при защите, публикации, но и прямой ключ к полному пониманию темы слушателем/читателем на конкретных пространственных примерах."

Если Вы уже работаете или более-менее четко понимаете сферу своей будущей профессиональной деятельности: видите ли Вы перспективы применения QGIS в своей работе? Какие, если видите?

●     "В моей текущей области работы – дизайн – есть перспективы применения данной программы, так как уже встречались задачи на отрисовку карты Москвы (главные автомагистрали) с метками ТЦ и БЦ заказчика: полагаю, что с нынешним знанием QGIS я реализовала бы эту задачу быстрее отрисовки дорог "от руки". Дополнительно же могу отметить, что вижу огромные перспективы и в области личных интересов, так как выполняя тот же проект по точкам распространения Греко-Римских поселений на территории Турции, получила новые и неожиданные знания – конечно, стоит сказать спасибо автору использованной базы данных за подробную структуру и информативность, но одно дело – листать табличку на тысячи позиций, а другое – сразу увидеть на карте неожиданную метку."
●     "Я буду избегать деятельности, связанной с использованием этой программы."

Карта распространения поселений и сооружений греческой и римской цивилизаций на территории современной Турции. Автор: Плахотнюк Алина Дмитриевна

Целью карты является визуальное отображение распространения греческой и римской цивилизации на территории современной Турции. Так. в результате работы для меня стало большим открытием, что города Каппадокии были пра-основаны Римской Империей (Кайсери, Невшехир).

В итоге этого небольшого исследования и личного наблюдения хотим сказать, что, конечно, сходу полноценно овладеть QGIS и сразу сделать сложный проект – задача не из легких. Тем не менее, учитывая текущую приличную цифровую грамотность многих студентов, освоить QGIS на базовом уровне вполне по силам каждому. И уже далее, если того требуют учебные и/или профессиональные задачи, каждый сможет углубиться в разные направления обработки, анализа и представления геоданных.