Статьи
Картография WEB Полезные ресурсы

Интерактивная карта конденсационных следов от самолетов

Время прочтения: 2 минуты
Конденсационный след — это сконденсированная влага в виде ледяных кристаллов, которая образуется при определенных состояниях атмосферы в результате сгорания авиационного топлива в двигателе. Водяной пар конденсируется на частицах сажи, выбрасываемых двигателем, образуя капли воды. Эти капли быстро замерзают, превращаясь в кристаллы льда, которые и образуют конденсационный след. Если атмосфера остается холодной и влажной, конденсационный след сохраняется и превращаются в искусственные перистые облака.
В определенных условиях конденсационный след, оставленный самолетом, превращается в искусственные перистые облака. Эти облака задерживают больше излучения, чем отражают, и, если сложить эффект от десятков тысяч рейсов ежедневно, эти процессы могут способствовать изменению климата.
Contrails Map — это интерактивная карта мира, которая показывает воздушные пути конденсационных следов. Карта разработана компанией Breakthrough Energy в сотрудничестве с Лабораторией транспорта и окружающей среды Имперского колледжа и Институтом физики атмосферы DLR.
Конденсационные следы, которые отмечены на карте синим цветом, способствуют охлаждению планеты, а от красных следов эффект потепления больше, чем охлаждающий.
Если открыть гайд по карте и перемотать его, вы увидите регионы с низкой температурой и высокой влажностью, где вероятность образования конденсационного следа выше, чем в других местах.
Часть эффекта изменения климата от конденсационных следов можно устранить, изменив лишь довольно небольшую часть траекторий полетов. В Contrail Map показан пример того, как с помощью небольшого изменения высоты полета можно избежать потенциальных зон образования конденсационного следа.
Создатели карты отмечают, что для точного прогноза вероятности образования конденсационных следов в регионе можно также использовать данные спутникового мониторинга наряду с прогнозами погоды для точного определения зон образования следов.
Такие карты и другие подобные исследовательские работы дают понимание того, как конденсационные следы могут влиять на климатические изменения. Кроме того, они предоставляют авиакомпаниям инструменты для корректировки высот и маршрутов полетов.

Источники:

  1. The Global Contrail Map
  2. Желанников А. И., Замятин А. Н., Чинючин Ю. М. Влияние состояния атмосферы на взаимодействие вихревых и конденсационных следов воздушных судов //Научный вестник МГТУ ГА. – 2022. – Т. 25. – №. 2. – С. 70-80.
  3. Самохвалов И. В. и др. Оценка микрофизических характеристик конденсационных следов самолетов по данным поляризационного лидара: теория и эксперимент //Оптика атмосферы и океана. – 2019. – Т. 32. – №. 3. – С. 193-201.
Материал подготовила Алия Кутуева