Юй Гун – это географический труд, входящий в состав «Книги истории» конфуцианского Пятикнижия. Исследователи утверждают, что оригинальная карта датирована XII веком и использовалась для обучения Конфуцианству. Юй Гун служил в течение многих веков в качестве текстового наброска древней топографии, а карта Юй Цзи Ту иллюстрировала её.
Карта была вырезана на лицевой стороне вертикального монумента на территории школы в Сиане, чтобы посетители могли снимать копии с карты с помощью бумаги и чернил. Каменная табличка функционировала как нечто вроде неподвижного печатного блока, в то время как копии ее карты распространялись среди населения. Общий размер карты составляет около одного квадратного метра. Имена географов и картографов, которые первоначально создали карту, неизвестны. В 1142 году копия карты была сохранена в Чжэньцзяне в провинции Цзянси неким Юй Чи, который в то время был директором по исследованиям префектуры.
Речная сеть нанесена на правильную сетку квадратов со сторонами 100 ли или около 33 миль. Карта изобилует названиями гор и изображениями населенных пунктов. Небольшой квадрат в левом верхнем углу описывает содержимое карты следующим образом: названия гор и рек из Юй Гун, названия провинций и префектур из прошлого и настоящего, названия гор и рек, и топонимы из прошлого и настоящего. Таким образом, картограф отобразил названия природных объектов, записанных в древнем тексте Юй Гун, и поместил их рядом с объектами его современности.
Карта создана в эпоху политической раздробленности и нестабильности. Поэтому она могла быть задумана как призыв к воссоединению этого пространства под одной добродетельной и стабильной династией. Во время создания карты, город Сиань находился под недолгим правлением Лю Юй, который был марионеткой династии Цзинь с 1130 по 1137 год. Крошечное королевство Лю занимало бы лишь небольшую часть этой карты. Это не национальная карта в смысле обозначения территории одного или нескольких национальных государств. Она функционирует как изображение культурного пространства, отражающее устойчивость конфуцианской культуры и ее выход за пределы границ какой-либо конкретной династии.
Исторические качества карты и ее мифологические аспекты не отделимы от её технических качеств, хотя именно её облик в первую очередь поражает современного зрителя. Юй Цзи Ту уже давно называют техническим чудом. Она выглядит на удивление современно, хотя записи не оставляют сомнений в том, что она является продуктом XII века, вероятно скопированного с ныне утраченного оригинала XI века. Однако, такое впечатление о технической точности может быть поверхностным. Так как мы можем проверить ее в точность?
Один из способов – наложить ее поверх современной карты, чтобы увидеть, как и где она искажена. Картограф относился к Юй Гун как к чему-то вроде священного текста. Информация, которая уже считалась неверной в то время, когда была вырезана карта, остается на месте, возможно из-за опасений бросить вызов конфуцианской классике. Например, в то время как в реальности Хуанхэ берет начало в горах Куньлунь, на карте она начинается в месте под названием Цзиши, происхождение которого дано в Юй Гун.
Юй Цзи Ту объединила мир древнего текста Юй Гун в форму представления, которая приближалась к высочайшему уровню развития техники для своего времени. Она предназначалась не просто для того, чтобы быть точной картой, она отражает культурное наследие эпохи на поверхности земли. Таким образом, культурный контекст искажает карту с географической точки зрения, и в то же время формирует ее, с точки зрения культурного наследия эпохи Конфуция.
Посмотреть, как карта накладывается на современную карту мира
Карта хорошего качества здесь, страница 10
“Геопривязка Юй Дзи Ту”, Александр Акин