Статьи
Картография История Дизайн

История самого популярного стиля карт метро

Время прочтения: 8 минут
Словосочетание “транзитные карты”, сказанное на любом языке, обычно мало что говорит большинству людей из-за того, что человечеством придумано огромное количество вариаций названия карт общественного транспорта всех мастей. Но, услышав на любом языке фразу, в которой будут слова “карта” и “метро”, у многих возникнет известный образ карты с разноцветными линиями, на которых тем или иным способом отображены станции, пересадочные узлы, достопримечательности и всё, что посчитал нужным поместить на свободном пространстве дизайнер карты.
В этой статье поговорим о знакомом нам стиле карт метро и попробуем разобраться, почему он стал настолько популярным.

История знакомого нам стиля карт диаграмм

Символично, что стиль, в котором выполнены почти все современные карты метро, появился на родине самого метро, в Лондоне. Забегая вперед, скажу, что на заре изобретения не было очевидно, что маршруты лучше отображать разными цветами, пренебрегая координатной точностью их расположения.
Метро Лондона строилось разными железнодорожными компаниями, для которых было важно рассказать о привлекательности именно своей линии метро, поэтому делали они карты только своей линии:
Для удобства пользования помимо самой линии метро на картах, как правило, отображались обычные железные дороги и трамвайные линии, что может говорить нам о том, что какое-то время метро не представлялось системой общественного транспорта всего города. Источник — London Transport Museum
Одной из проблем транспорта в Англии на рубеже XIX и XX веков было то, что компании боролись за пассажиров, и иногда эта борьба доходила до абсурдных вещей, неудобных для пользователей подземки. Так, например, круговая линия Лондонского метро (Circle line) обслуживалась двумя компаниями: "Metropolitan railway" обслуживала поезда, движущиеся по часовой стрелке, а "Metropolitan District railway" — те, что двигались в противоположную сторону. Между собой станции под землей, как правило, тоже не были связаны, поэтому любая ошибка приносила массу неудобств.
За полвека существования Лондонского метро оно обросло несколькими компаниями, обслуживающими разные линии, но никак не желавших сотрудничать между собой для создания единой и удобной для пассажиров системы транспорта. Для организации этой системы было нужно, чтобы кто-нибудь богатый выкупил всё, и с этим жителям Лондона очень повезло. Американский финансист с большими усами и большой мечтой хотел скупить все линии метро Лондона и связать их между собой, дав каждому пассажиру шанс: купив один билет, добраться, куда ему нужно, по разным линиям метро.
Чарль Йоркес влез в долги и потратил почти всё состояние ради мечты, до которой ему так и не суждено было дожить. Источник — Wikimedia
В 1908 году компания Чарльза Йоркеса "Underground Railways of London and Metropolitan Railway" ("Подземные железные дороги Лондона и столичная железная дорога"), имея в своем владении несколько линий метро, подготовила свою карту метро Лондона, на которой все ветки Лондонской подземки были отображены разными цветами и линиями одинаковой ширины: невиданная для местной конкурентной среды щедрость.
Первую карту системы Лондонского метро принято называть "Tube Map" (трубная карта). Исторически так сложилось, что часто лондонцы называли метро "tube railway" (железная дорога в трубе), оттого линии метро назывались просто "tubes" или, по-нашему, трубы. Источник — Londonist
Общая карта Лондонского метро была настоящими прорывом. Во-первых, она поражала своим альтруизмом: линии метро конкурентов были изображены равными ради общей цели — обеспечить транспортом жителей большого города. Во-вторых, был разработан первый принцип современных карт метро — разные маршруты отображены разными цветами.
Конечно, карта хранила в себе и недостатки. Линии метро были отображены географически, из-за этого места для подписи станций было недостаточно, и они были подписаны довольно хаотично в районах скопления нескольких линий. Более того, авторы оставили на карте и географию надземного Лондона, лишь сделав её слегка бледной, чем тоже ухудшили восприятие карты. Тем не менее, практически любой человек уже мог с помощью этой карты разобраться в том, как с помощью одного вида транспорта перемещаться между разными точками города. Однако на решение проблемы с нехваткой пустого места потребуется более 20 лет.
Лондонское метро развивалось стремительно, и новые карты лишь добавляли построенные станции, не решая имеющиеся у карты проблемы с читаемостью. Источник — Londonist
Как бы ни менялся масштаб карты, её использование сопровождалось разминкой шейного отдела позвоночника. Источник — London Transport Museum
В 20-х годах XX века компания серьезно задумалась над айдентикой: они сделали логотип, использовали одинаковые шрифты и стиль на всех станциях, постерах, рекламных буклетах компании и, конечно же, занялись редизайном карты метро, над которым работал Фрэнк Стингемор.
На первый взгляд новая карта концептуально не сильно отличается от предыдущих версий, но если копнуть поглубже, то она раскрывает еще один принцип карт метро. Появилось революционное нововведение — станции, на которых возможна пересадка на другую линию, стали отличаться от обычных станций. Источник — Londonist
Главной отличительной особенностью или даже открытием в новой карте метро было то, что пользователю необязательно знать точное расстояние между станциями. Ради лучшей читаемости названия станций в жертву был принесен масштаб, истинная форма Лондона и городская ткань из кварталов и улиц, сопровождавшая практически всех предыдущих предшественников творения Фрэнка Стингемора. Остались только линии метро, станции и река Темза (на более поздних версиях).
Вариант карты Фрэнка Стингемора 1931 года с рекой Темзой и кучей дополнительных примечаний. Источник — Bryars & Bryars
Карта Фрэнка Стингемора ещё больше похожа на привычные нам карты метро. В ней используется уже два принципа: "у каждого маршрута свой цвет" и "читаемость важнее сохранения масштаба".
Но доработан стиль знакомых нам карт метро был человеком по имени Гарри Бек. Наш герой не носил плащ, а был обычным чертежником в компании “Подземные железные дороги Лондона и столичная железная дорога”. Основной его работой было составление диаграмм сигнальных систем Лондонской подземки. В конце 20-х годов компания, в которой работал Гарри Бек, провела сокращения, под которые попал и наш герой. Но, как говорил один из его современников, “что не делается, всё к лучшему”. У Гарри Бека появилось много свободного времени для задачи, которая понравилась бы многим гикам — сделать не просто карту, а диаграмму метро.
Один из черновиков первой карты метро в знакомом нам стиле. Источник — Jay Foreman
Подобно диаграммам электрических схем, Гарри Бек разработал диаграмму карты метро Лондона. Он не просто слегка исказил масштаб города, а полностью игнорировал географическое расположение линий метро. Линии на его диаграмме были начерчены под углом, кратным 45 градусам, и расстояния между станциями строились преимущественно равными. Свою работу Гарри Бек охарактеризовал одной небольшой фразой “выпрямление линий, экспериментирование с диагоналями и выравнивание расстояния между станциями”.
Первый вариант карты метро Лондона, которую принято называть Tube Map (трубная карта). Источник — Londonist
Спустя несколько лет работы, в 1931 году, Гарри Бек понёс своё творение директору компании “Лондонский транспорт” (дочка той самой “Подземные железные дороги Лондона и столичная железная дорога”), но работу не приняли. Директор компании Фрэнк Пэк назвал работу слишком революционной и неточной с географической точки зрения, и сказал, что что люди просто не поймут, как пользоваться картой.
Как вы могли заметить, на более поздней версии карты кружочками отображены только станции, на которых возможна пересадка на соседнюю ветку, что тоже делало карту более читаемой. До этого же все станции отображались кружками. Источник — Jay Foreman
После нескольких попыток запитчить свою идею Гарри Бек решается распечатать несколько копий своих карт и распространить на нескольких станциях с просьбой написать своё мнение руководству компании. К удивлению руководства, отзывы о карте метро были положительные, народ понял концепцию, и в 1933 году карта Гарри Бека стала официальной картой Лондонского метро. Tube Map стала настоящим символом города и вдохновением для огромного количества мерча.
За почти сотню лет карту, конечно, обновляли, но ключевые принципы сохранялись:
  • один маршрут — один цвет;
  • игнорирование масштаба ради читаемости;
  • никаких извилистых линий и крутых поворотов.

Интересные примеры

С момента публикации карты Гарри Бека прошло 90 лет, принципы построения такой карты оказались настолько хороши, что были использованы дизайнерами разных стран для разных видов транспорта со своими уникальными дополнениями и нововведениями. Некоторыми из них я хочу с вами поделиться.
Карта речных систем от Даниэля Хаффмана для Атласа рек Северной Америки. Одной из отличительных фишек его карт является искажение форм штатов. Делалось это для того, чтобы сохранить факт прохождения реки по территории определенного штата. Источник — somethingaboutmaps
Карта дизайнера Константина Коновалова — отличный пример, как можно померить географическое расположение маршрутов с принципами Гарри Бека. Источник — https://t.me/constantine_konovalov/56
Источники:
Автор: Александр Зуев