Статьи

Надписи на картах

Картография
Идеи, стоящие за надписями на картах
При работе с картами многим приходится размещать надписи к объектам, и, казалось бы, все знают, как это делать. Тем не менее, иногда есть смысл повторить азы или переосмыслить их, а еще посмотреть на привычные установки новым взглядом.

Что учебная литература говорит нам по этому поводу? Учебник по картографии (Берлянт, 2002) дает такие рекомендации:

- Надпись должна быть четко привязана к объекту - это дает карте читаемость и позволяет успешно передать идеи автора карты.
- Надписи для точечных объектов размещаются справа от объекта.
- Для линейных объектов надписи должны повторять изгибы объекта.
- Площадные объекты подписываются вдоль главной оси, по всей площади.
Дополнительно акцентируется необходимость иерархии шрифтов для разделения объектов на главные и второстепенные.
Не все хорошие карты выполняют эти правила, и это нормально, так как в оформлении карт на самом деле нет никаких абсолютных правил. Многие дизайнерские решения относятся к личному стилю, а иногда приходится идти наперекор установкам, чтобы сделать карту читаемой. В итоге каждый раз приходится опираться на здравый смысл. Чтобы определить важные моменты, предлагаем обратиться к идеям, которые стоят за разработанными правилами.
Картограф и дизайнер карт Дэниэл Хаффман обозначил, что главным при размещении подписей объектов является построение геометрических соответствий между объектом и надписью. Основной принцип этой идеи – создание четкой визуальной связи между надписью и объектом, который она определяет. Главное, что мы хотим при создании карты – это чтобы аудитории было понятно, какие надписи связаны с каждой точкой, линией и полигоном.
Чтобы удачно построить эти отношения, необходимо обратить внимание на два важных фактора: близость объекта к надписи и читаемость объекта и надписи. Да, часто наиболее удачное отношение линейного объекта к надписи это расположение надписи вдоль линии. Тем не менее, надпись не должна сильно изгибаться или располагаться на большом расстоянии от объекта, так как это снизит читаемость.

Рассмотрим примеры надписей с точечными объектами.

В первой строке таблицы показаны наиболее удачные примеры, где соблюдены и отношения надписи и объекта, и читаемость. Вторая строка – это также удачный и красивый вариант, хотя не везде он может подойти.
А вот примеры в третьей строке стоит рассмотреть подробнее. В первом случае с Зеленогорском читатель может интуитивно отметить асимметричность надписи – это усложняет чтение. В случае с Уральском на первый взгляд не отличить, является ли значок для объекта частью надписи.

В завершение расскажем небольшой интересный совет. Иногда на карте эффективно использовать не прямые, а изгибающиеся надписи. Они могут повторять очертания объекта, например, как в случае этого мыса и залива:

В других случаях изгибающиеся надписями можно использовать для обычных точечных объектов – это усиливает эффект от надписи. Глаз следит за траекторией надписи, и она приводит взгляд в определенную точку:

Рекомендуем больше смотреть на карты, выбирать в них те элементы дизайна, которые вам нравятся и со временем формировать свой собственный стиль. При создании карт важны даже самые мелкие решения. Как читатели карт мы хотим видеть, что в карту вложены силы, и что о нас позаботились.

Видеолекция, материал из которой использован - Fundamentals of Label Placement (Live Carto, Episode #6)

Материал подготовила Юлия Федорова