Время прочтения: 1 минута
Осталась всего неделя до #30DayMapsChallenge — ежегодного челленджа, участники которого каждый день публикуют карты на основе списка ключевых слов. Тема для 4 ноября — «Плохая карта», и это повтор одной из тем прошлого года. В посте «Challenging the Idea of a Bad Map» (или «Бросая вызов идее о "плохой карте"») Дэниэл Хаффман призывает подходить к этому вопросу ответственно, а я дополняю его мысли своими примерами и размышлениями и тоже предлагаю поговорить о «плохом».
Что такое плохая карта? Для некоторых это карта, в которой нарушены базовые правила картографии и дизайна, из-за чего на ней сложнее понять ключевую информацию. Но что если автор карты — новичок без долгих лет опыта, который не знаком с этими правилами и создает карту впервые? Мы все начинаем с чего-то не-очень-шедеврального, и это нормально.
Сам Хаффман в прошлом вел блог Cartastrophe с критикой дизайнерских решений на разных картах. Позже он написал большой пост, что сожалеет об этом, и удалил весь блог с критикой. Одна из причин этого — потому что никто из авторов, про чьи карты он рассказал, не просил у него этой обратной связи, а его ремарки часто были саркастическими (хотя он отмечал как минимум одну хорошую вещь про каждую карту).
Представим ситуацию, когда уважаемый в среде специалист смотрит на работу новичка, качает головой и говорит: «Ну это же ужасно». В этой ситуации остается только забраться под одеяло и не вылезать как минимум неделю. Непрошенная мотивация негативом — не лучший способ подбодрить новое поколение картографов и людей, которые хотят попробовать для себя новую сферу. Если отметить хорошие стороны и начать дискуссию, получится более эффективно.
Хорошие «плохие карты»
Можно намеренно сделать «плохую карту», не высмеивая чьи-то навыки. Вот несколько вариантов челленджа прошлого года.
![](https://static.tildacdn.com/tild3764-6661-4463-a635-613363633039/unnamed-2.jpg)
1. Вариант от самого Дэниэла Хаффмана. Эта карта пытается сказать, что она вовсе не карта Великих озер, а всего лишь совокупность цветных пикселей, образующих фигуры.
![](https://static.tildacdn.com/tild6634-6434-4438-b465-353432643364/2.jpg)
2. Привлекательный дизайн от samiaab1990 выглядит как готовый постер. В основе этой карты — абсурдная идея о том, что между Исландией и Ирландией 14 букв на латинице. А вот на кириллицу эту карту не перевести, потому что получится всего один шаг.
![](https://static.tildacdn.com/tild3763-6337-4233-a330-333933373536/3.png)
3. Это действительно «плохая карта» США от barelymaps, потому что она не функционирует как карта. Но это прекрасный дизайн: однотонная фигура на белом фоне отлично смотрится и напоминает один знаменитый квадрат эпохи конструктивизма)
Культура критики
В интернете легко критиковать, потому что пользователи забывают, что где-то далеко за экраном сидит другой человек со своей жизнью. На некоторых площадках культуру общения поддерживают модераторы, но на других люди охотно скажут, что думают о других. Дизайн-среда, кстати, особо заметна резкими комментариями. Может, дело в высокой конкуренции, или так критикующие поддерживают образ знающего человека. Причины не так важны. Прочитав в интернете, что все люди все делают неправильно, потом садишься и думаешь: а вдруг то, что я делаю, тоже плохо. На работе еще понятно, к проектам есть конкретные требования, и коллеги рядом подсказывают, что улучшить. А если делать что-то в свободное время? Страх чистого листа становится только сильнее, и не хочется даже начинать.
Лучше поддерживать друг друга — так больше людей продолжат учиться и пробовать новое. Если вы создаете карту с желанием показать людям актуальную информацию и упростить им жизнь, то это уже достойный результат, и я вас поддерживаю.
Материал подготовила Юлия Федорова