Время прочтения: 1 минута
Осталась всего неделя до #30DayMapsChallenge — ежегодного челленджа, участники которого каждый день публикуют карты на основе списка ключевых слов. Тема для 4 ноября — «Плохая карта», и это повтор одной из тем прошлого года. В посте «Challenging the Idea of a Bad Map» (или «Бросая вызов идее о "плохой карте"») Дэниэл Хаффман призывает подходить к этому вопросу ответственно, а я дополняю его мысли своими примерами и размышлениями и тоже предлагаю поговорить о «плохом».
Что такое плохая карта? Для некоторых это карта, в которой нарушены базовые правила картографии и дизайна, из-за чего на ней сложнее понять ключевую информацию. Но что если автор карты — новичок без долгих лет опыта, который не знаком с этими правилами и создает карту впервые? Мы все начинаем с чего-то не-очень-шедеврального, и это нормально.
Сам Хаффман в прошлом вел блог Cartastrophe с критикой дизайнерских решений на разных картах. Позже он написал большой пост, что сожалеет об этом, и удалил весь блог с критикой. Одна из причин этого — потому что никто из авторов, про чьи карты он рассказал, не просил у него этой обратной связи, а его ремарки часто были саркастическими (хотя он отмечал как минимум одну хорошую вещь про каждую карту).
Представим ситуацию, когда уважаемый в среде специалист смотрит на работу новичка, качает головой и говорит: «Ну это же ужасно». В этой ситуации остается только забраться под одеяло и не вылезать как минимум неделю. Непрошенная мотивация негативом — не лучший способ подбодрить новое поколение картографов и людей, которые хотят попробовать для себя новую сферу. Если отметить хорошие стороны и начать дискуссию, получится более эффективно.
Хорошие «плохие карты»
Можно намеренно сделать «плохую карту», не высмеивая чьи-то навыки. Вот несколько вариантов челленджа прошлого года.
1. Вариант от самого Дэниэла Хаффмана. Эта карта пытается сказать, что она вовсе не карта Великих озер, а всего лишь совокупность цветных пикселей, образующих фигуры.
2. Привлекательный дизайн от samiaab1990 выглядит как готовый постер. В основе этой карты — абсурдная идея о том, что между Исландией и Ирландией 14 букв на латинице. А вот на кириллицу эту карту не перевести, потому что получится всего один шаг.
3. Это действительно «плохая карта» США от barelymaps, потому что она не функционирует как карта. Но это прекрасный дизайн: однотонная фигура на белом фоне отлично смотрится и напоминает один знаменитый квадрат эпохи конструктивизма)
Культура критики
В интернете легко критиковать, потому что пользователи забывают, что где-то далеко за экраном сидит другой человек со своей жизнью. На некоторых площадках культуру общения поддерживают модераторы, но на других люди охотно скажут, что думают о других. Дизайн-среда, кстати, особо заметна резкими комментариями. Может, дело в высокой конкуренции, или так критикующие поддерживают образ знающего человека. Причины не так важны. Прочитав в интернете, что все люди все делают неправильно, потом садишься и думаешь: а вдруг то, что я делаю, тоже плохо. На работе еще понятно, к проектам есть конкретные требования, и коллеги рядом подсказывают, что улучшить. А если делать что-то в свободное время? Страх чистого листа становится только сильнее, и не хочется даже начинать.
Лучше поддерживать друг друга — так больше людей продолжат учиться и пробовать новое. Если вы создаете карту с желанием показать людям актуальную информацию и упростить им жизнь, то это уже достойный результат, и я вас поддерживаю.
Материал подготовила Юлия Федорова