Статьи
Картография Другое Дизайн

Обзор туристических карт. Часть 2

Время прочтения: 2 минуты
В первой части я рассказала о картах Афин, Копенгагена и Брюгге. Во второй и заключительной части я поделюсь впечатлениями от карт Вены и Стамбула, а также попробую подвести небольшие итоги проведенного “исследования”.
Но перед тем, как мы погрузимся в карты, сделаю важное отступление. В комментариях к первой части читатели справедливо заметили, что подобные карты в картографической официальной терминологии называются “туристскими”. В ГОСТе 21667-76 раскрывается термин “Туристские карты”, в официальных постановлениях и законах всегда используется понятие “туристский”. И так как мы здесь все с вами образуем сообщество профессионалов, это правильное замечание. Однако в интернет-блоге и в данной статье я продолжу использовать термин “туристический”, он мне кажется более человечным и живым.
Знаками “–” и “+” отмечены, на мой взгляд, положительные и отрицательные стороны карты и буклета в целом. Дополнительно они никак не отсортированы, упомянуты как получилось.
Напомню также цель разбора: успокоить мою совесть, не зря же я эти карты тащила, а потом еще и хранила.

Карты и их детали

Карты Вены

Образовалось целых три карты Вены — есть что сравнить.
Первая:
Карта всего города
Карта пешеходных дорожек Вены
➖ первое, что бросается в глаза, — очень грязная карта. Сероватая подложка, пунктирные линии дорог, подписи образуют одну плохо читаемую массу элементов
Центр карты крупным планом
➕ есть интересный элемент оформления — карта метро, на которой указано время пешком между двумя станциями
Карта метро и минуты пешком между станциями
➕ все достопримечательности, а точнее здания и объекты ориентиры, выделены одинаково, никто не главный, но все важны
➖ но мы вообще не можем ничего сказать о них: ни названий, ни пояснений, просто знайте, что они там есть и они помогут вам сориентироваться на местности
➕ на карте не очень много информации туристической, только несколько основных достопримечательностей. Главная информация — это сама карта и типы дорог: шумные, тихие, зеленые, ограниченные. Так же есть несколько зон встреч, рынков, пешеходных зон. Карта не для туристов! Ого.
Вторая:
Карта всего города
Карта велодорожек Вены
Мысли про вторую карту:
➕ копия первой карты, но главная информация на ней — это веломаршруты
➕ отмечены места ремонтных станций, разные типы маршрутов, вода
➖ мне, как неопытному веловодителю, было бы важно понимать рельеф маршрута, но такой информации на карте нет
Третья:
Карта в развернутом виде
Туристическая рекламная карта Вены
➖ плюсов не будет. Это туристическая карта, которая на главном развороте оказывается вверх ногами
➖ очень длинная карта с неудобной фальцовкой, не могу представить ее использование на улице
➖ очень много рекламы
➖ очень мелко, грязно и неинтересно, не хочется разбираться в карте
Центр карты крупнее
➕ очень яркие красные точки общественных остановок, которые забирают все внимание. Да, это реклама общественного транспорта и транспортной карты, но нет, это все равно очень неудобно

Карта Стамбула

➖ нет масштаба и легенды, уже сложно назвать картой, да?
➖ есть описание всего у 12 из 50 поставленных точек интереса
➕ однако они хорошо выделили на карте самое главное и достойное внимания. Если бы цель была туристическая, а не рекламная, возможно бы получилось хорошо
Подводя итог, могу смело сказать, что плюсов удостоились карты, которые подумали о своих пользователях, постарались донести до них не только рекламный смысл. Когда карта имеет цель, как например нетуристические карты Вены, карта Брюгге или карта Копенгагена из первой части — это сразу считывается, мне хочется такими картами пользоваться и впитывать то, что хотели передать авторы своей работой. Чего и желаю всем картографам: помните, зачем вы собрались создать карту, и все у вас получится.
Второй важный пункт, который вытекает из первого, — это фальцовка карты (так вот зачем меня этому учили в университете….). Если по задумке автора карта должна использоваться на улице, то она должна быть сложена так, чтобы карту можно было открыть легко и безболезненно, желательно с занятыми руками, желательно в любую погоду, и также безболезненно сложить и не помять.
И третий пункт — пользователи таких карт обычно не картографы, и обычному человеку с первого взгляда на такие карты должно быть сразу понятно, зачем она нужна, куда пойти, что планировать в этом городе. Снова, этот пункт связан с первым — думайте о том, для кого и для чего вы создаете карту, так она будет и полезна и красива!
Материал подготовила Наталья Волгушева