Статьи
Картография

Карта Нолли — начало истории фигурно-фоновой картограммы

Время прочтения: 2 минуты
Как минималистично показать город? Один из вариантов — темные здания на белом фоне, знакомый вид которых сразу говорит читателю: "это — город". И это не просто дизайнерский прием, а известный способ отображения застройки, который используется для изучения городов уже не первую сотню лет.
Фигурно-фоновая диаграмма — это картографический прием, позволяющий проиллюстрировать взаимосвязь между застроенным и незастроенным пространством в городе. Территории, занятые зданиями, визуализируются как основные объекты (фигура), а общественные пространства: улицы, парки и площади — как фон. Такую простую визуализацию легко использовать для изучения закономерностей городской застройки, хотя у этого способа есть и ограничения: в нем нет информации вне двухмерного пространства.
В одной из рассылок мы выпускали туториал по созданию постера с фигурно-фоновой картограммой в QGIS от Александра Зуева. Скоро планируем сделать этот туториал доступным для всех — если интересно, cледите за обновлениями в телеграме.

Карта Нолли

Фрагмент карты Нолли. Ссылка на все листы плана в хорошем качестве: Nuova Topografia di Roma di Giovanni Battista Nolli (Wikimedia).
В XVII веке карты городов обычно выглядели как живописные виды с высоты птичьего полета, где выделялись знаковые здания и достопримечательности. По таким картам было сложно ориентироваться, и, тем более, управлять городом. На их фоне заметно выделяется работа Джованни Баттисты Нолли "La pianta grande di Roma" 1748 года — один из наиболее известных примеров фигурно-фоновой картограммы, чаще известный просто как "карта Нолли".
Карта Нолли — это детальный план Рима, составленный при поддержке кардинала Просперо Ламбертини, который позже стал Папой Римским. Этот план должен был помочь реорганизовать городское пространство, а вместе с ним — и городское общество. Он отличается от других карт своего времени тем, что на зданиях прорисованы даже мелкие архитектурные детали, при этом ее стиль позволяет сконцентрироваться на сложных связях между общественным и частным пространством. Здания — частное пространство — здесь показаны серой штриховкой, которую окружают белые общественные пространства, как внешние, так и внутренние.
Карта Нолли позволяет рассмотреть сложную структуру застройки Рима XVIII века, а также систему открытых общественных пространств. Вплоть до 1970-х годов этот план служил основой для других карт Рима, и он до сих пор считается одним из лучших источников информации для изучения исторической застройки этого города.
Сейчас самый интересный вариант посмотреть на карту – это Interactive Nolli Map, интерактивная версия карты Нолли, где можно подключить слои с 3D-зданиями поверх карты и посмотреть, как поменялся Рим за два с половиной века. На ее основе сделано несколько карт-историй, например, Nolli's Rome/Rome after Nolli, которая показывает, как карта Нолли отражает историю Рима (другие карты-истории можно подключить в верхнем правом углу страницы).
Скриншот Nolli's Rome/Rome after Nolli
После карты Нолли история фигурно-фоновой картограммы только началась. Чтобы узнать больше и полюбоваться на черно-белую урбанистическую эстетику, рекомендую посмотреть пост в блоге дизайн-компании Morphocode — он большой, с дополнительными ссылками на другие тексты и просто с красивыми примерами.
The figure-ground layer of Morphocode Explorer
Современная фигурно-фоновая картограмма в инструменте Morphocode Explorer
Источники:
Материал подготовила Юлия Федорова