Время прочтения: 3 минуты
Трёхмерные модели визуально кажутся нам более привлекательными, потому что в реальном мире все объекты трёхмерны. Визуализация пространственных данных в трёхмерном виде набирает всё большую популярность в картографии — в некоторых картографических сервисах (Яндекс Карты, 2ГИС) уже давно можно полюбоваться на объёмные города.
![](https://static.tildacdn.com/tild3964-3131-4239-b932-633538313633/__2023-08-10__200700.png)
Для создания трёхмерных моделей используются специальные 3D программы, и некоторые возможности 3D-моделирования реализованы в ГИС-пакетах. В этой статье мы познакомимся с одной из самых популярных программ для трёхмерной графики — Blender.
![](https://static.tildacdn.com/tild3036-3764-4135-a531-323531386563/2.png)
Что такое Blender?
При слове «блендер» на ум обычно приходит кухонный прибор, смешивающий разные ингредиенты. На самом деле, это недалеко от истины и в контексте 3D-моделирования.
Blender — открытое программное обеспечение для создания трёхмерной графики. Главное его преимущество — смешение в себе множества инструментов трёхмерного моделирования: скульптинга, текстурирования, ретопологии, UV-развёртки, рендера изображения и т.д (обо всех этих страшных словах мы поговорим подробнее в будущих статьях). Blender позволяет пройти все этапы при создании 3D-модели, поэтому часто достаточно использовать только его.
Другие плюсы Blender:
- он полностью бесплатный,
- постоянно обновляется и совершенствуется,
- удобный не перегруженный интерфейс, к которому легко привыкнуть,
- большое комьюнити и множество уроков в интернете на любой вкус.
Как и всего на свете, у Blender есть недостатки. Так как Blender — программа для 3D-графики, а не ГИС-пакет, он не умеет работать с географическими координатами. Если исходные данные имеют пространственную привязку (например, космический снимок), в Blender эта привязка слетит, и после экспорта мы получим просто картинку. Как именно можно использовать космический снимок в Blender для создания 3D карт, мы узнаем в следующих статьях.
Что можно делать в Blender?
Blender используется для создания всего на свете: от трехмерных моделей интерьеров до анимированных роликов для кино. Мы будем разбирать Blender в контексте работы с пространственными данными. Например, в Blender можно создать красивый реалистичный рельеф, карту плотности населения города или трёхмерные модели местности.
![](https://static.tildacdn.com/tild3562-6235-4835-b664-343939353432/__2023-08-10__200819.png)
Трёхмерная карта, созданная с использованием Blender. Источник: https://mapoteca.mx/products/sonora-1884-rs-descargable?variant=39395190276201
Начало работы с Blender
Напомню, что в отличие от большинства программ для 3D-моделирования Blender устанавливается бесплатно, и никаких лицензий для него не нужно. Есть два основных способа скачать Blender: на официальном сайте программы или через сервис распространения компьютерных программ и игр Steam.
Первый способ более популярный, с него и начнём. Сразу при входе на сайт (https://www.blender.org/download/) нам будет предложено установить программу. Здесь же можно выбрать операционную систему. Blender прекрасно идёт как у пользователей макбуков, так и на платформах от майкрософт. Если по каким-то причинам вы не хотите устанавливать последнюю версию, можно нажать на Previous Versions, где выложены установщики для более ранних версий.
![](https://static.tildacdn.com/tild3030-3561-4165-a561-376438346430/__2023-08-10__200923.png)
Второй способ — загрузка Blender через Steam. Лично мне этот способ нравится больше, потому что нам будет видно проведённое время в Blender, плюс обновления будут устанавливаться автоматически. При необходимости прямо в Steam можно откатить Blender на предыдущую версию.
![](https://static.tildacdn.com/tild3435-3834-4537-b531-356338653933/__2023-08-10__201111.png)
Какой из способов выбрать? Если не пользуетесь Steam, или он не установлен на компьютере, то логичнее скачивать Blender как обычную программу через установщик. Если же Steam установлен и активно используется, то рекомендую именно этот способ.
В этой статье мы познакомились с программой Blender, узнали, зачем она нужна и как её установить. В следующих статьях мы более подробно рассмотрим принципы работы в Blender, основные настройки, необходимые для комфортной работы, а также углубимся в процесс создания трёхмерных картографических произведений✨
![](https://static.tildacdn.com/tild3964-3637-4637-b163-313432656238/blender_screenshot-1.png)
Текстурированный рельеф в Blender. Источник: https://stamen.com/shadows-on-maps-are-getting-a-lot-more-exciting-and-heres-why/
Материал подготовил Артем Орешин