Статьи
2024-09-26 17:15 Картография Другое

Три проблемы с фэнтези-картами

Время прочтения: 5 минут
Фэнтези-карты – одно из частых представлений карт для тех, кто никак не связан с картографией. Пример из жизни: когда я сказала в новой компании друзей, что работаю в сфере картографии (сильно упрощая правду), мне ответили: "так вот кто будет нам рисовать карты для DnD!"
Кажется, людям гораздо проще представить человека, который выводит тушью очертания несуществующих островов, чем современного специалиста по геоданным.
Но такая реакция понятна. Многие знают и любят фэнтези-карты, потому что они классные. Когда я открываю книгу и вижу карту, сразу получаю вспышку детской радости. Карта как будто говорит: "Нас ждет приключение, и оно настоящее".
Чтобы погрузить вас в атмосферу, добавлю две карты Анк-Морпорка из Плоского мира Терри Пратчетта. Любители истории картографии найдут сходство с картой Брюгге.
Мир фэнтези-произведений отличается от нашего, на то это и фэнтези. При чтении книги нам нужно понять этот новый мир, запомнить, уложить его в голове и перемещать по нему героев. Карта — это способ организовать всю эту информацию. А еще она добавляет интерактивность и элемент игры, что важно людям в любом возрасте.
Изучая тему карт выдуманных миров в свободное время, я наткнулась на три идеи, которые можно назвать проблемами, спорными моментами или даже парадоксами фэнтези-карт. Это не минусы в самом понятном нам смысле, потому что хейтить красивые карты сложно. Но это три идеи, которые подчеркивают проблемы некоторых карт и помогают ответить на вопрос "зачем в книге карта".

Парадокс анахронизмов

Самый интересный вопрос к фэнтези-картам с точки зрения классической картографии – а может ли карта существовать в фэнтези-мире?
Это вопрос не к тем картам, которые видит читатель, открыв книгу, а тем, которыми пользуются герои. Карта точно может существовать для читателя или зрителя, но может ли герой пользоваться картой? Ответ не так прост.
Существование карт в фэнтези, основанном на исторических сеттингах, разработчик инди-игр Periapt Games называет псевдо-анахронизмами. Это не анахронизм в чистом виде, потому что в фэнтези все не по-настоящему, но все же фэнтези часто опирается на временной период в истории Земли. При чтении мы экстраполируем свои знания об истории, чтобы достроить картину. А если в этой картине герои-приключенцы используют карты, эта картина вызывает вопросы, потому что на протяжении человеческой истории карты были большой редкостью. А уж точные карты — тем более. Эту же идею предложил историк Джонатан Кроу в статье "В руках героев фэнтези не должно быть фэнтези-карт" [EN], приводя в пример "Игру престолов":
Скриншот от HBO, также использованный в статье Джонатана. Он пишет, что если мы учтем историю, то такая карта должна существовать для читателей и зрителей, но не для героев
Карта в нашем современном понимании — это новый концепт, а чтение карты — современный навык. До индустриализации люди не читали карты и не имели возможность свободно приобретать их. Карты существовали, но были скорее редкостью, которые обеспеченные люди использовали в декоративных целях. Слуги закона могли использовать схемы земельных участков для судебных разбирательств, но это узкое и локальное применение. Позднее карты рельефа использовали для военных целей, но это сравнительно новая идея. И все эти карты не выглядели так, как фэнтези-иллюстрации, знакомые читателям современных книг.
Проще говоря, если усреднить историю, карты в ней были редкостью, а обычные люди ориентировались по знакомым элементам ландшафта. Но фэнтези прочно ассоциируется у нас с картами, и очень легко представить их в руках героев. Благодарить за это точно стоит Толкина, фэнтези-карты в книгах которого, наверное, самые известные.
Страница книги "Полная история Средиземья", издание 2013 года, карта-иллюстрация к "Хоббиту". Фото от автора, а книга – от подруги автора, Алии.

Парадокс физики

Если с анахронизмами все понятно, и всегда можно отмахнуться от них, сказав "это все магия", то с гравитацией поспорить сложнее.
Вы спрашивали своих знакомых не-географов, почему текут реки? Поспрашивайте, и вы узнаете, что этот вопрос настолько же загадочный и запутанный, как и смена времен года.
Если на карте есть реки, они должны подчиняться условиям рельефа, который в свою очередь подчиняется скрытой логике тектонических плит. "Кто будет смотреть на тектонические плиты в фэнтези?" – спросите вы. Ну, например, это делает геолог Алекс Экс, у которого есть что предъявить толкиновским картам.
В статье Алекс показывает, почему у Средиземья 99 проблем, и почему горы – это 98 из них
И проблемы с картами могут быть не только у геологов. Обычные люди тоже почувствуют, что карта выглядит не так. Любые ландшафты подчиняются законам физики, и если на фэнтези-карте река течет из ниоткуда в никуда, это будет заметно.
Непродуманная карта подчеркивает слабую логику книги, а хорошая карта наоборот оживляет сюжет. Построение мира – это большой аспект в фэнтези, и если автор делает на нем акцент, то карта тоже должна быть логичной.

Парадокс спойлеров

Иногда возможность увидеть все основные места в мире портит сюжет для читателя: если на карте изображен огромный черный замок, который окружают неприступные горы или зловещие болота, то логично предположить, что в нем сидит главный злодей. И что делать, если мы видим части сюжета на первой же странице?
Чтобы избежать спойлеров, карта может быть намеренно туманна. Карта в книге Н.К. Джемисин показывает читателю мир без деталей:
Дизайнер карты: Тим Пол. Вообще карты в книгах Н.К. Джемисин это редкость. Она не любит карты в фэнтези, потому что это клише и потому что на картах есть спойлеры.
Но это расстроит тех читателей, которые ожидают увидеть на карте все основные города и царства, что есть в книге. Если карта не детальная, она скорее затуманивает представление о мире и о книге, что тоже плохо.
Если мы хотим красивые и детальные фэнтези-карты, со спойлерами остается только смириться и принять, что карта показывает совсем малую часть сюжета. А главное в книге — не то, куда попадают герои, а как они это делают.

Заключительный комментарий

Как и обложка книги, карта на первой странице тоже влияет на первое впечатление. Вряд ли кто-то поменяет свое мнение о книге, увидя карту. Но карта делает историю и сюжет более реальными, показывает, что автору важна его книга и читатель, и добавляет в нашу жизнь капельку магии.

Подборка печенюшек

У меня есть подборка ссылок про фэнтези-карты, которые ничем не связаны, и которые больше некуда кинуть, только сюда.

Способ рисования фэнтези-карт на основе риса

Чтобы нарисовать карту несуществующего мира, для начала высыпьте рис на лист бумаги. Подробнее про этот странный способ – в ролике YouTube Short или в этом блог-посте. Я пробовала когда-то, работает.

В какой книге была опубликована первая фэнтези-карта?

В этом посте на форуме юзер спрашивает, какая фэнтези-карта была самой первой, и получает несколько ответов. Форумы – один из главных источников мудрости.

Подборка эссе о картах

Мэтью Эдни в своем картографическом блоге собрал подборку разных постов про фэнтези-карты.

Карты в детективах

Моя любимая карта в книге – это из Агаты Кристи "Убийство в Месопотамии". Когда в книге множество персонажей, а план дома такой замысловатый, постоянно смотришь на карту и сверяешься, что могло, а что не могло произойти.
Если правильно помню, в тексте книги было написано, что план дома имеет значение для понимания, как произошло преступление. После этой фразы я смотрела на этот план примерно каждые пять минут. Источник: http://moonlight-detective.blogspot.com/2017/03/a-thing-of-past.html

Как замапить чувство юмора

Помните карты Анк-Морпорка в самом начале страницы? В стандартных изданиях книг Терри Пратчетта вы их не найдете. Наоборот, в ранних изданиях этого блестящего и нестандартного писателя можно найти вот такую вставку:
Подпись "Карт нет. Чувство юмора не нанести на карту". Источник: https://princessandpages.blog/
Часть источников указана ссылками прямо в тексте. Другие источники:
Материал подготовила Юлия Федорова