Рассматривая любую карту, в большинстве случаев мы можем легко определить, нравится она нам или нет (хотя иногда не знаем, почему). Гораздо сложнее оценить это, когда создаешь что-то сам: смотришь на карту часами, выбираешь каждый символ и под конец не понимаешь, что выглядит хорошо, а что плохо… Чтобы научиться видеть разницу между эффективным и неэффективным визуалом, продолжим рассматривать идеи картографического дизайна и замечать их на понятных примерах.
Визуальная иерархия — это организация дизайна таким образом, что одни элементы выглядят более заметными и важными, чем другие. Она за долю секунды дает понять читателю относительную важность различных элементов на изображении. Хорошая визуальная иерархия — залог эффективного дизайна.
На карте визуальная иерархия должна соответствовать ее основным идеям. Какова цель карты? Какие элементы наиболее важны для достижения этой цели? Эти элементы стоит выделить, а вспомогательные элементы не должны перетягивать на себя внимание. Когда вы смотрите на карту, ваш взгляд первым делом обращается к элементу, который занимает самый высокий уровень в визуальной иерархии — убедитесь, что этот элемент передает цель карты.
Фигура и фон в визуальной иерархии
Одним из ключевых моментов визуальной иерархии является понимание отношения "фигура–фон". Наше восприятие делит любое изображение на две части: фигура — это отдельные элементы, которые визуально выделяются, и фон, пространство — остальная часть изображения. Одни элементы выделяются на переднем плане, а другие — на заднем, и то, что на переднем плане, мы воспринимаем как более важное.
При правильном отношении фигуры и фона основные элементы находятся на переднем плане и легко отделяются от фона. Здесь важную роль играет контраст цвета и яркости: чем слабее контраст на карте, тем хуже эффект фигуры-фона и тем менее эффективна общая иерархия. Для важных элементов используйте цвета, которые заметно отличаются от фона, особенно по яркости.
Контраст цвета и яркости позволяет разделить сушу и океан, а также выделить реки и надписи на фоне суши. Источник: Axis Maps
А здесь низкий контраст затрудняет выделение заметных элементов. Источник: Axis Maps
Интересно, что эффект фигуры-фона может запутать читателя даже при высоком контрасте. Такое случается при неустойчивом восприятии переднего и заднего плана, как, например, на известном изображении вазы Рубина или ее картографическом аналоге — карте штата Айдахо. На картах этот эффект может проявляться в виде инверсии между сушей и водой (особенно если использовать непривычный цвет воды), или, в более общем смысле, в тенденции воспринимать фон как более важный объект. Все это важно, потому что каждая доля секунды, когда читатель не может выделить на карте клавное, снижает эффективность карты.
Как показать визуальную иерархию
Размер объектов и яркость цвета — основные визуальные переменные, на которые нужно обратить внимание для выделения иерархии. Более крупные объекты всегда притягивают взгляд и кажутся более важными, как и более темные объекты (на светлом фоне). Так что если элемент карты важен, сделайте его символ крупнее и/или темнее других.
При выборе цветовой палитры помните, что одна часть спектра или отдельные цвета будут выделяться на фоне за счет контраста, и в идеале они должны представлять более важную часть данных.
Ненаучный, но простой способ оценить визуальную иерархию — это уменьшить масштаб, отойти или прищуриться. Остаются ли важные элементы так же заметны?
Иллюстрация этого теста — важный элемент остается хорошо виден из-за размера и темного цвета
Еще один интересный момент: карта всегда существует на каком-то фоне: на странице сайта, на листовке или на слайде презентации. Скорее всего, ее окружают вспомогательные элементы: заголовок, текст, какие-нибудь графики. Визуальная иерархия выходит за рамки карты: все это окружение тоже должно иметь иерархию. Если карта — основной элемент страницы, она должна быть крупнее и заметнее.
Дизайн в картографии можно рассматривать как совокупность человеческих решений за картой. Это не только то, как выглядит карта, но и процесс выбора данных, каждый шаг ее создания, а еще процесс взаимодействия пользователя с картой. Если хотите, чтобы ваши идеи правильно поняли, не забывайте о визуальной иерархии.