Статьи
2023-01-27 11:22 Картография Урбанистика

Карты городских запахов в проекте Sensory Maps

Мы уже писали про карты городских эмоций и звуков, но карты запахов – это что-то новое.
У каждого из нас есть запахи, связанные с конкретными местами. Что происходит, когда этого запаха больше нет? Как бы вы описали его людям, которые никогда его не ощущали? Значит ли это, что он потерян для истории?
Дизайнер Кейт МакЛин в течение многих лет пытается ответить на эти и другие вопросы в рамках своего проекта Sensory Maps. Проект начался с того, что она собрала мнения о запахах в разных точках Эдинбурга и составила из них красочную визуализацию. Интересно, что на графике видна связь с окружающей средой – запахи часто связаны с направлением ветра, изменением температуры и осадками.
После этого карты запахов были составлены еще для 12 городов. Изначально участникам эксперимента предоставлялся набор визуализации запахов, который помогал им регистрировать ощущения во время прогулки. Затем они отмечали свои исследования на белых листах, которые МакЛин превращала в красивые визуализации.
Такая цветная карта запахов представляет собой визуальный синтез ощущений разных людей. Маловероятно, что два человека почувствуют один и тот же запах в одном и том же месте, поэтому вместо точных определений предлагалось вместе изучать восприятия и выяснять общую причину запаха. Во время прогулки по Бруклину один из ее участников отметил, что «пахнет разбитыми мечтами». МакЛин спросила каждого участника группы, что это значит, и в итоге оказалось, что «разбитые мечты» – это когда выходишь из бара с типичным запахом пива и сигарет и снова идешь домой один.
На протяжении истории человечества мы вели учет многих вещей, но запахи не так популярны, как изображения или звуки. Идея «запахового ландшафта» городов возникла только в 1980-х с работой Smellscape географа Джона-Дугласа Портоса
Цель проекта МакЛин – не только визуализировать запахи, но и сохранить больше информации о них в будущем. Запахи не статичны, они постоянно меняются, и отслеживание изменений может также дать нам представление о социальных и культурных изменениях – новые запахи могут быть результатом волны иммиграции или эволюции социальных норм (например, норм курения).
Запахи влияют на восприятие городской среды и комфорт горожан, и их карты могут пригодиться людям, заинтересованным в новых способах изучения городов. В российских городах есть свои проекты, исследующие городские запахи, такие как интерактивная карта для Томска, но они выявляют чаще неприятные ощущения. Это естественно – для изучения городской среды нас больше волнуют неестественные промышленные запахи, а не ароматы кофе и булочек у кофейни.
Однако в городе гораздо больше ольфакторной информации, чем индустриальные запахи заводов и канализаций. Во время прогулки по Амстердаму весной 2013 года участники зафиксировали приторную сладость вафель, специи азиатских ресторанов, а еще маринованную сельдь с рынков. Эти запахи еды сопровождались витающими ароматами старых книг в дверных проемах подвалов и запахами белья из гостиниц. По словам МакЛин, участники проекта часто удивляются тому, как много запахов можно обнаружить, если только обратить на них внимание.
Источники: