Статьи
2022-10-13 20:40 ГИС Программирование

Что такое геофенсинг

Люди получают сообщение при входе в ограниченную пунктиром геозону

Геофенсинг – что это такое и где его используют


Представьте – когда потенциальный клиент въезжает в зону минутной доступности магазина автотоваров, он получает оповещение от приложения-навигатора "Только сегодня – автомасла за полцены!". Так магазин ограничивает расходы на рекламу, привлекая только потенциальных клиентов, а автолюбители, находящиеся далеко от магазина, не видят нерелевантную рекламу.
Перед вами пример геофенсинга – мощного метода маркетинга, основанного на определении местоположения. Геофенсинг (или геозонирование) – это создание виртуальной геозоны, которая передает сигнал, когда мобильное устройство пересекает ее границы. 
Геозона может быть разного масштаба – от размера здания до целой области. Ее устанавливают, используя Wi-Fi, GPS, данные сотовой связи, RFID или диапазоны IP-адресов. Когда мобильное устройство входит или выходит за геозону, программа отправляет текстовое сообщение, электронное письмо, рекламу в соцсетях или другое уведомление. Триггер может также отправлять информацию не пользователю, а заказчику – предоставлять администратору данные, когда мобильное устройство пересекает виртуальную границу. 
Геофенсинг – это не новая концепция, но в последние пару лет его популярность значительно возросла, особенно в маркетинге и особенно сейчас, когда офлайн-шопинг набирает темп после пандемии.

Как работает геофенсинг


Чаще всего геозона определяется в коде мобильного приложения, а для ее работы пользователям необходимо подключиться к службам определения местоположения. Администратор или разработчик приложения должен установить виртуальную зону в самом ПО с поддержкой GPS, RFID или другого варианта определения геолокации (это может быть простая окружность, заданная с помощью Google API). Затем разработчик задает условие, и виртуальная геозона срабатывает, когда авторизованное устройство пересекает границу этой зоны.

Где и когда применяется геофенсинг


Сейчас чаще всего про геофенсинг вы услышите в маркетинге, где он хорошо работает для привлечения покупателей. Его используют еще и для исследования рынка и определения того, какие типы людей посещают те или иные места. 
Однако кроме маркетинга есть множество других применений – к примеру, компании, занимающиеся грузоперевозками и обслуживанием автопарков, используют геозоны для отслеживания своих автомобилей. 

Некоторые геозоны устанавливают на рабочих местах, где они предупреждают руководителей, если рабочие или оборудование пересекают границу опасного объекта. Предприятия также могут использовать геозоны для учета рабочего времени (особенно при выполнении полевых работ) и отслеживания ценного имущества компании. Рабочий смартфон или планшет легко потерять, но можно установить такое условие, что устройство будет заблокировано, когда пересечет границу установленной зоны, и конфиденциальная информация будет защищена. 
Почти каждый беспилотник запрограммирован для работы с геозонами. Некоторые барьеры остановят беспилотник в воздухе, а другие отправят пользователю предупреждающее сообщение или запрос на авторизацию. И владельцам будет спокойнее, если беспилотник не вылетит за пределы указанной ими геозоны.
Геозоны хороши и для решения бытовых задач. Все больше приборов оснащены Bluetooth, и можно запрограммировать умную лампочку включаться, когда вы пересекаете виртуальную зону в своем доме. Вы можете попросить приложение для напоминаний (например, iOS Reminders) отправить вам уведомление, когда вы подъезжаете к работе, или напомнить вам купить молоко, когда вы будете проходить мимо супермаркета. А еще геозона может уведомлять родителей о местонахождении ребенка или помочь хозяевам отслеживать животных. 
Но чаще всего о геофенсинге можно услышать в контексте маркетинга, поэтому поговорим о том, почему это мощный инструмент для рекламы.


Фото: Fikri Rasyid, Unsplash

Как геозонирование используется маркетологами?


– через собственное приложение, которое отправляет уведомление, когда пользователь входит в геозону;
– через сторонние приложения для отправки уведомлений (например, приложение для купонов);
– через рекламные СМС-сообщения, которые отправляются только тогда, когда клиент пересекает геозону;
– веб-реклама: многие рекламные платформы имеют возможность показывать определенную рекламу пользователям веб-сайтов, когда они заходят в геозону.

Преимущества геофенсинга в маркетинге


Точный таргетинг – геозонирование является одним из наиболее точных инструментов на рынке, поскольку реклама может быть нацелена на несколько улиц или зданий. С ним можно привлечь клиентов с помощью актуальных и своевременных сообщений, в нужное время и в нужном месте.
Экономия – это отличный способ ограничить рекламные средства на тех людей, кто с наибольшей вероятностью будет взаимодействовать с рекламой, и которые, скорее всего, будут заинтересованы в услугах компании. Для достижения наилучших результатов можно использовать несколько маркетинговых каналов, чтобы настроить рекламу на конкретную аудиторию и выбрать только тех клиентов, с которыми организация хочет взаимодействовать.
Улучшенный сбор данных – объединив информацию геофенсинга с данными об онлайн-активности, покупках и поведении на сайте, компания может улучшить пользовательский опыт и лучше понять поведение пользователей, чтобы создать индивидуальные предложения. Возможности велики: вы также можете измерить и проанализировать пешеходный трафик к вашей точке. 
Выигрыш в конкуренции – при установке геозоны можно учитывать не только местоположение самой организации, но и то, где могут находиться ее клиенты. Может, прямо сейчас им не понравилось предложение конкурентов и они думают, куда еще им поехать? Это даст возможность определить, как часто покупатели нажали на рекламу в зоне конкурентов и изменили в итоге свой выбор.

Проблемы геофенсинга


Конфиденциальность 
Поскольку пользователям необходимо раскрывать часть своей информации, под угрозой могут оказаться их личные данные. Разработчики должны обеспечить сохранность данных и дать людям возможность на отказ от использования приложений.
Неточность геозон
Есть два типа геозон: полигональные и радиальные. Полигональные обладают большей точностью, чем радиальные – как правило, последние захватывают радиус больше нужного, с запасом. Но полигональная зона тоже будет иметь неточность в пару метров. 
Казалось бы, невелика беда, но при создании геозоны следует остерегаться того, чтобы она не располагались слишком близко к дороге, иначе она будет фиксировать весь автомобильный трафик. 

Будет сложно собрать качественные данные в месте, где мало пешеходного движения, или наоборот, если у магазина часто проводят мероприятия. Кроме того, магазинам в многолюдных комплексах с офисами и квартирами может быть трудно провести различие между покупателями, жителями и сотрудниками, посещающими одно и то же здание.

Будущее геофенсинга


С ростом популярности мобильных устройств для многих компаний геозонирование стало стандартной практикой. Это объясняется технологическим прогрессом в использовании пространственных данных и расширением сфер их применения.
Когда речь идет о конфиденциальности и маркетинге, геофенсинг вызывает опасения у пользователей, поэтому стоит ожидать новые законы против использования рекламы на основе местоположения. Однако не похоже, что геофенсинг потеряет свою популярность в ближайшее время – по прогнозам его популярность в будущем будет только расти. 

Источники
What is geofencing? Putting location to work – Sarah K. White; Nov 1, 2017
Location, Location, Location: Why Geofencing Might Be Essential For Retailers This Summer – David Finkelstein; Jul 12, 2021
What Is Geofencing? Everything You Need to Know About Location-Based Marketing – Amber Kemmis; Jan 8, 2020
What is Geofencing Technology? 4 Unique Ways to Use This Technology – Shash Anand; Aug 10, 2021